Google Translate

Электронный вестник МААШ

Подпишитесь на "Электронный вестник МААШ" - бесплатное приложение к журналу "Вестник автошкол Автопросвещение".

E-mail:
Имя:
 

Поиск по сайту

samsonovРОМАН АЛЕКСАНДРОВИЧ САМСОНОВ,
Управление ГИБДД ГУВД по г. Москве

 

Я хотел бы проанализировать некоторые факторы, характерные для аварийности по вине начинающих водителей в г. Москве, со стажем вождения до 3 лет.

Как известно, цель Федеральной программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 гг.» — это сокращение в полтора раза количества жертв, погибших в дорожно-транспортных происшествиях к 2012 году. Одно из важных условий достижения поставленных задач — развитие системы подготовки водителей и их допуска к участию в дорожном движении. Одним из показателей, которые свидетельствуют об успешности выполнения программы, является показатель, характеризующий состояние мастерства начинающих водителей со стажем управления транспортным средством до 3 лет.

В Москве в прошлом году относительный показатель — количество дорожно-транспортных происшествий в расчете на десять тысяч зарегистрированных транспортных средств — составил почти пять с половиной ДТП на каждые десять тысяч автомобилей.

В 2004 году этот показатель был на 40% ниже. Тогда было почти три миллиона транспортных средств, на конец 2008 года их число приблизилось к четырем миллионам. Рост автопарка — 25%. Количество лиц, получивших водительское удостоверение впервые, возросло на 50%, и при этом аварийность среди начинающих водителей выросла почти на 75%. Чтобы разобраться в причинах такого роста, мы провели небольшой анализ.

За восемь месяцев 2009 года в г. Москве зарегистрировано почти восемь тысяч дорожно-транспортных происшествий, из них 17% по вине начинающих водителей со стажем до 3 лет. Погибли 26 человек (в т. ч. один ребенок), ранены 63 человека (в т. ч. 17 детей). Каждый третий участник или виновник дорожно-транспортного происшествия был госпитализирован, в этом отличие от ДТП по вине водителей со стажем. Молодые водители на 6% чаще попадают в лечебные учреждения. 58% начинающих водителей получали водительские удостоверения в Москве, 11% начинающих водителей — виновников ДТП — в Московской области, 9% — в других регионах России и 22% — это иностранные граждане, начинающие водители других государств и стран — участниц СНГ. Анализ также показал, что основные виновники ДТП — это водители со стажем до 2 лет, их доля в общем количестве ДТП до 3 лет составляет почти 40% ежегодно.

При подробном анализе дорожно-транспортных происшествий в зависимости от водительского стажа была установлена некая закономерность: пик аварийности среди начинающих водителей приходится примерно на конец первого года, конец второго и конец третьего, т. е. на девятый месяц, на двадцать второй месяц и на тридцать третий.

При анализе ДТП среди начинающих водителей можно выделить некоторые особенности:

  • основные виды ДТП — это столкновения, в отличие от водителей со стажем, где лидируют почти в равной степени столкновение и наезд на пешехода;
  • основные места ДТП — это перегоны и перекрестки, причем на перегонах их почти в два раза больше;
  • основные схемы ДТП — это попутное направление движения транспортных средств, транспортные средства не поворачивают, ДТП на перекрестках — направление движения автомобилей — под прямым углом, дальше следует наезд на пешехода вне пешеходного перехода.

Основные причины таких дорожно-транспортных происшествий у молодых водителей — несоответствие скорости конкретным условиям движения.

Доля нарушений правил перестроения в общей доле ДТП составляет 22%. Неправильный выбор дистанции также характерен для начинающих водителей.

При дальнейшем анализе была выявлена еще одна характерная особенность ДТП среди начинающих водителей — это распределение по времени совершения ДТП. В пятницу и субботу количество дорожно-транспортных происшествий по вине начинающих водителей увеличивается почти на 30-40%. Чаще всего дорожно-транспортные происшествия совершаются в вечерний, ночной период, и есть небольшой всплеск с 9 часов утра. График совершения ДТП совпадает с ритмом ночной жизни Москвы, ритмом жизни молодежи.

Основной возраст начинающих водителей — виновников ДТП — это молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет. Было установлено, что более 65% начинающих водителей до совершения ДТП нарушали Правила дорожного движения один и более раз.

В апреле 2007 г. прошла Первая глобальная неделя безопасности дорожного движения ООН, посвященная молодым водителям. Согласно статистике, число начинающих водителей среди пострадавших в ДТП в мире составляет всего 10% населения. А доля погибших среди молодежи в ДТП — 25%. В Европе этот показатель немного ниже — это 7 и 18% соответственно. В докладе Европейской комиссии, посвященном молодым участникам дорожного движения, были сделаны выводы о том, что снизить риск ДТП среди молодых водителей можно только путем целенаправленного и координированного подхода к вопросам обучения, подготовки, выдачи водительских удостоверений, информирования молодых участников дорожного движения вместе с другими мерами безопасности дорожного движения. С целью снижения указанных рисков во многих странах уже применяется, например, прогрессивная система допуска, начиная со школьного возраста, к различным категориям водительских прав с особыми условиями и непрерывной подготовкой.

Исследовательский центр Европейской комиссии рекомендовал целый ряд коллективных мер в этой области. Были проведены разъяснительные кампании, внесены изменения в законодательство. Министр внутренних дел РФ Р. Г. Нургалиев в статье «Тревожные будни дорог» наметил основные стратегические направления в области обеспечения безопасности дорожного движения в стране. Ими должны стать:

  • консолидация усилий государственных и муниципальных органов власти общественных институтов, средств массовой информации;
  • совершенствование действующего законодательства, необходимого для построения единой целостной системы управления в сфере безопасности дорожного движения;
  • внедрение современных технологий;
  • принятие и реализация профилактических мер.

Приоритетами в области обеспечения безопасности дорожного движения определены участник дорожного движения, транспортное средство и дорожная инфраструктура.

 

Смотрите также:

 

© STOP-газета, N11, ноябрь 2009

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам 8-(499)-159-7679 или 8-(499)-159-7545, а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика