Google Translate

Электронный вестник МААШ

Подпишитесь на "Электронный вестник МААШ" - бесплатное приложение к журналу "Вестник автошкол Автопросвещение".

E-mail:
Имя:
 

Поиск по сайту

В декабре 2013 г. на интернет-сайтах НПОНПО «ААШ» и НП «МОАШ» (не путать с МААШ) появилось письмо Президенту России с просьбой не допустить принятие новых Программ подготовки водителей, подписанное якобы 457 организациями. При этом как таковых подписей в документе не было, значились лишь названия учебных организаций.

В январе то же самое письмо появилось в журнале «Профессиональное образование. Столица» с той только разницей, что количество перечисленных организаций уменьшилось до 184. Каким образом за новогодние каникулы количество подписантов могло сократиться в 2,5 раза? Если предположить, что 273 организации отозвали свои подписи, то почему соответствующая информация не была скорректирована на сайтах вышеперечисленных организаций? Авторы письма данный факт никак не комментируют.

Но вот что интересно. Как оказалось, и 184 — цифра несостоятельная, поскольку в нашем распоряжении имеется ряд официальных заявлений от организаций, значащихся в списке, о том, что они данное письмо не согласовывали, и тем более не подписывали.

Возникает вопрос о легитимности данного письма и состоятельности доводов, в нем изложенных.

Судите сами:

Тезис из письма 

А как на самом деле

Автошколы России обращаются к Вам с просьбой не допустить принятие нормативных документов, касающихся нашей работы, без широкого обсуждения и учета замечаний образовательных организаций, занимающихся подготовкой водителей в нашей стране.

Проект Примерных программ был опубликован для широкого общественного обсуждения с 25 ноября по 10 декабря 2013 г. на сайте regulation.gov.ru. За это время все желающие могли принять участие в обсуждении и направить в Министерство образования и науки России предложения и замечания по проекту. В процессе работы над программами шло широкое обсуждение модульной концепции, содержания учебных предметов, необходимого количества и продолжительности учебных часов, требований, предъявляемых к педагогическому составу автошкол, к площадкам, автодромам и многое другое. В процессе обсуждения проекта программ было проведено 2 Всероссийских опроса автошкол, в которых приняли участие 2548 организаций.

13 декабря 2013 года в Общественной палате Российской Федерации состоялись общественные слушания по обсуждению проекта Примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий», организованные Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по региональному развитию и федеративным отношениям совместно с Межрегиональной ассоциацией автошкол и Ассоциацией юношеских автошкол.

 

У автошкол и их региональных объединений есть конструктивные предложения и реальное видение проблем подготовки водителей. Но, к сожалению, до сих пор мы не были услышаны. Ни одно из существенных замечаний, направленных от преподавателей и руководителей автошкол, не было учтено при доработке этого документа.

По окончании процедуры общественного обсуждения на сайте regulation.gov.ru была размещена таблица поправок, содержащая исчерпывающие сведения о том, какие из предложений были учтены, а какие нет, с обоснованием принятого решения. Так, например, в соответствии с поступившими замечаниями были дополнительно разработаны 10 программ переподготовки и 2 программы повышения квалификации.

 

Межведомственная комиссия, готовившая эти проекты, состояла, на первый взгляд, из представителей профессионального сообщества автошкол и уважаемых ведомств и научных центров транспортной отрасли. Но по результатам работы оказалось, что представители сообщества — это производители оборудования для автошкол со своими трудно скрываемыми интересами, а представители научной сферы очень далеки от прикладной практической сферы обучения водителей

К разработке проекта Примерных была привлечена рабочая группа, в состав которой вошли специалисты Министерства образования и науки РФ, Рособрнадзора, Министерства транспорта РФ, ГУОБДД МВД РФ, Министерства здравоохранения РФ, эксперты Московского автомобильно-дорожного госудаственного технического университета (МАДИ), Отраслевого научно-методического центра министерства транспорта РФ, Федерации объединений автомобильных школ, ДОСААФ, МААШ, ЮАШ, экспертного центра «Движение без опасности», руководство проекта ООН по экологическому вождению.

 

И итогом стали проекты Программ, по единодушному мнению специалистов, занимающихся практическим обучением, не отражающие общемировые требования к современному водителю, не учитывающие наработанные и успешно используемые отечественные методики обучения, и потребности самих водителей.

 

16 программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий разработаны в соответствии с нормами новой редакции Федерального закона «О безопасности дорожного движения». С учетом современных европейских тенденций в обучении водителей в теоретический курс включен новый предмет «Психофизиологические основы деятельности водителя». В процессе освоения этого предмета учащиеся смогут освоить навыки саморегуляции и профилактики конфликтов в процессе психологического практикума. В предмете «Основы управления транспортным средством» впервые включены такие вопросы, как обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения, детская пассажирская безопасность. Количество часов по предмету «Первая помощь» сокращено на треть. Вождение разделено: для тех, кто будет обучаться на транспортных средствах с автоматической трансмиссией предусмотрен свой учебный план, а для обучающихся на механике – свой. Еще одна отличительная черта новых программ – это возможность применения активных методов в обучении кандидатов в водители, поскольку в учебном плане каждого предмета предусмотрено значительное количество часов на практические занятия. Так, например, в проекте Примерной программы подготовки на категорию «В» 138 часов отведено на теоретические дисциплины, 34 часа из которых — это практические занятия (разбор дорожных ситуаций, психологические тренинги, отработка приемов оказания первой помощи пострадавшим в ДТП и т. п.). При этом 1 час вождения определен как астрономический, что в пересчете на академические часы составляет 74 занятия. То есть вождение значительно увеличено в часах и изменено качественно. Впервые предусмотрена возможность проведения занятий в условиях дорожного движения в темное время суток, в условиях недостаточной видимости. А разработка учебных маршрутов по вождению возложена на руководителей автошкол. Можно предусмотреть маршруты с разной интенсивностью, включая сложные участки, естественно, кроме тех, где учебная езда запрещена ПДД. Включены темы, в основе которых лежат научные разработки отечественных специалистов, по обучению экономичным, эффективным и безопасным приемам управления транспортным средством.

 

Где еще в современном мире в программе обучения водителю легкового автомобиля и мотоцикла необходимо изучать устройство транспортного средства в течение 20 часов, устранять различные неисправности, снимать аккумуляторную батарею, вникать в принцип работы гидромеханических и бесступенчатых коробок переключения передач со схемами их управления?

Предмет «Устройство транспортных средств как объектов управления» предусматривает изучение тем, необходимых для понимания того, как техническое состояние транспортного средства влияет на безопасность его движения. При этом в программах подготовки на различные категории количество часов по данному предмету разное: категория «А» — 12, «В» — 20, «С» — 60, «D» — 78.

 

Для чего водителю с основами знаний физики на уровне средней школы знать «Уравнение тягового баланса и угол увода при деформации автошины под действием боковой силы»?

Об уравнении тягового баланса: не смотря на свое громкое и, на первый взгляд, непонятное название, это уравнение состоит из силы, приводящей автомобиль в движение (силы тяги) и сил, вызывающих сопротивление его движению. Для преодоления этих сил автомобиль, кстати, и оснащен источником энергии – двигателем. Это уравнение позволяет дать ответы на вопросы: «Почему автомобиль движется?» и «Почему он замедляет движение (например, на подъеме или при съезде на грунтовую дорогу)?». Во всех программах (новых, старых и очень старых) есть тема «Силы, действующие на транспортное средство», которую нельзя рассматривать помимо уравнения тягового баланса, так как все они входят в это уравнение.

 

2. Угол увода при деформации автошины под действием боковой силы.

Почему авторы письма полагают, что слушатели автошкол не должны понимать, что боковой увод напрямую влияет на устойчивость и управляемость автомобиля, потеря которых приводит к ДТП.

 

 

И наконец, какое можно найти объяснение требованиям программ по оснащению учебной площадки: «… на закрытой площадке или автодроме должен оборудоваться перекресток (регулируемый или нерегулируемый), пешеходный переход, устанавливаться дорожные знаки, … в соответствии с требованиями ГОСТ».

В проекте Примерных программ понятия «закрытая площадка» и «автодром» четко разграничены. Требования к оснащению средствами организации дорожного движения в соответствии с ГОСТ относится исключительно к автодромам.

 

Авторы программы предлагают проводить обучение в искусственных условиях – на закрытых от движения площадках (автодромах) в течение 20 часов – почти 40% всего учебного времени! И это при том, что во всем мире признано самым важным, с точки зрения безопасности дорожного движения, умение и способность водителя ориентироваться в реальных дорожных ситуациях, прогнозировать их развитие, находить правильные адекватные решения. И именно на это должно быть нацелено обучение.

Проектом предусмотрено, что «в результате освоения Примерной программы обучающиеся должны уметь: безопасно и эффективно управлять транспортным средством (составом транспортных средств) в различных условиях движения; выбирать безопасные скорость, дистанцию и интервал в различных условиях движения; прогнозировать и предотвращать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления транспортным средством (составом транспортных средств);

своевременно принимать правильные решения…». При этом организация, осуществляющая образовательную деятельность, имеет возможность на основе Примерных программ разработать рабочие программы и увеличить количество часов для обучения вождению в реальных дорожных ситуациях, пока не будут достигнуты планируемые результаты обучения.

 

Что же является целью настоящих Программ, содержащих только «Перечень учебного оборудования» на 10 страницах по каждой из категорий транспортных средств в виде плакатов, стендов, макетов, планшетов, моделей, схем, видеофильмов, маркерно-магнитных досок, мультимедийных слайдов и т. п.?

Введение в действие новых программ очень затруднит, либо сделает и вовсе невозможной деятельность «серых» и «портфельных» автошкол и исключит возможность продажи свидетельств недобросовестными организациями без освоения программ в полном объеме. Поскольку кроме содержания учебных предметов, программы содержат условия реализации: Организационно-педагогические, информационно-методические, материально-технические, а так же обязательные результаты освоения, систему оценки результатов освоения Примерной программы. Впервые введены формулы для определения пропускной способности учебных кабинетов и необходимого количества транспортных средств. Перечень учебного оборудования дан в двух таблицах. Магнитно-маркерные доски в перечне оборудования отсутствуют, а перечисленные учебно-наглядные пособия могут быть представлены в любом виде (плаката, стенда, макета, планшета, модели, схемы, кинофильма, видеофильма, мультимедийных слайдов) на усмотрение организации, осуществляющей образовательную деятельность. Наличие аппаратно-программного комплекса тестирования и развития психофизиологических качеств водителя и тренажеров необязательно, решение об их применении принимается руководителем автошколы.

 

Неизбежным результатом, в случае принятия этих программ, станет увеличение стоимости обучения в несколько раз без всякого повышения его эффективности, ограничение конкуренции и возникновение широкого поля для коррупции при лицензировании и контроле автошкол.

Модульный принцип построения программ имеет значительные преимущества: при незначительном увеличении общего количества часов (так, например, в категории «В» — это 38 часов по сравнению с действующими программами), перезачет базового цикла предметов (а это 86 часов учебного времени), позволит значительно (практически вдвое) сократить сроки, и, соответственно, цены на обучение для тех, кто имеет любую открытую категорию или подкатегорию. При этом вступление действие данной нормы заложено с момента утверждения программ. Так, например, если открыта категория «А», можно будет обучиться на категорию «В» за 108 часов вместо 196 часов. Впрочем, для тех, кто захочет по собственной инициативе освежить знания – такая возможность тоже предусмотрена. При желании базовый цикл можно (а иногда и нужно) будет повторить.

Большим преимуществом для образовательных организаций является то, что базовый цикл одинаков во всех программах подготовки на категории и подкатегории (за исключением программ подготовки на категории ВЕ, СЕ, DЕ, и соответствующие подкатегории, в которых базовый цикл в принципе отсутствует). Это даст возможность одновременно проводить занятия с учащимися, независимо от того, на какую категорию или подкатегорию они пришли обучаться. Ведь не секрет, что набрать полную группу на категории «А», «С», «D» (а теперь добавятся и соответствующие подкатегории), не всегда представляется возможным по объективным причинам.

Необоснованно завышенные требования к материально-технической базе и противоречие ряду действующих нормативных документов, отсутствие в настоящий момент «Профессиональных стандартов водителей», которые должны быть основой таких программ, приведут к невозможности реализации таких программ и закрытию нескольких тысяч образовательных организаций, осуществляющих подготовку водителей. А это несколько десятков тысяч сотрудников, которые окажутся без работы. И сотни тысяч граждан, которые не смогут проходить обучение в непосредственной близости от места проживания.

 

 

Примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств различных категорий, подкатегорий разработаны в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 980 «Об утверждении Правил разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» и на основании действующих квалификационных требований.

Увеличение количества категорий, подкатегорий, и в связи с этим количества Примерных программ профессионального обучения (в которые включены 16 программ профессиональной подготовки, 10 программ переподготовки и 2 программы повышения квалификации) потребуют не сокращения штата сотрудников, а увеличения количества квалифицированных педагогических кадров.

Обращаем Ваше внимание, что почти 70% наших слушателей это женщины, для которых автомобиль средство решения бытовых проблем, но никак не отраслевых, связанных с эффективностью перевозки пассажиров и грузов.

Введение дополнительного профессионального цикла связано с тем, что Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» подготовка водителей отнесена к профессиональному обучению. В свою очередь, Федеральным законом «Об образовании в РФ» установлено, что профессиональное обучение в образовательной организации заканчивается квалификационным экзаменом и присвоением соответствующего разряда, класса или категории, что подтверждается свидетельством о профессии водителя. Члены рабочей группы при разработке программ не могли игнорировать требования действующего законодательства, несмотря на то, что профессиональная часть дисциплин нужна далеко не всем кандидатам в водители, а только тем, кто собирается в дальнейшем работать по найму. Однако для этого необходимо внесение изменений в федеральное законодательство и профессиональные стандарты водителей транспортных средств соответствующих категорий, в которых требования к водителям, работающим по найму, выделены в отдельный блок. Проект такого стандарта еще летом был подготовлен МААШ совместно с МАДИ и НИИАТ.

 

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам 8-(499)-159-7679 или 8-(499)-159-7545, а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика