Google Translate

Электронный вестник МААШ

Подпишитесь на "Электронный вестник МААШ" - бесплатное приложение к журналу "Вестник автошкол Автопросвещение".

E-mail:
Имя:
 

Поиск по сайту

stop-gazetaИнтервью президента МААШ Т. В. Шутылевой STOP-газете о создании Всероссийского экспертного совета по организации и координации основных направлений реформирования системы подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами, его деятельности и перспективных направлениях работы.

 

В Сочи состоялась XVI Международная конференция «Автошкола-2013», организованная Межрегиональной ассоциацией автошкол совместно с Федерацией объединений автомобильных школ.

В работе Конференции приняли участие представители Госавтоинспекции МВД России, заинтересованных федеральных министерств, региональных органов управления образованием, общественных объединений и научных организаций России и Европы, осуществляющих профессиональное обучение водителей.

Около 400 участников Конференции представляли 68 субъектов Российской Федерации. В состав иностранных делегаций вошли представители 7 стран: Абхазии, Венгрии, Германии, Канады, Молдавии, Финляндии и Эстонии. Ими, в частности, были представлены такие организации, как CIECA — Европейская ассоциация экзаменаторов, EFA — Европейская ассоциация автошкол, Ассоциация безопасности дорожного движения «WESTA» (Германия), Фонд исследований дорожно-транспортного травматизма (Канада), Профессионально-технический институт Hame (Финляндия), Научно-исследовательский транспортный университет (Эстония), Союз автоводителей Республики Молдова.

На Конференции были обсуждены изменения в системе подготовки водителей и деятельности автошкол в свете Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; рассмотрена новая редакция Федерального закона «О безопасности дорожного движения» как основа реформирования системы подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами; получили правовую оценку введение новых категорий, подкатегорий транспортных средств и отмена самоподготовки. Всесторонне проанализированы другие актуальные вопросы подготовки водителей и приема экзаменов.

В процессе работы Конференции состоялись третья выставка-смотр «Передовые автошколы России», выставка новинок учебных пособий для оснащения учебного процесса «Инновационные технологии подготовки водителей».

Конференция приняла решение, нацеленное на обеспечение высокого уровня подготовки водителей транспортных средств.

Накануне Конференции состоялось открытое заседание Всероссийского экспертного совета по организации и координации основных направлений реформирования системы подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами. О его работе мы попросили рассказать Президента МААШ Т. В. Шутылеву.

Решение о создании экспертного совета было принято на 9-м всероссийском семинаре руководящих работников автошкол в 2012 году. Тогда представители профессионального сообщества из 62 регионов России пришли к выводу, что проблема повышения безопасности дорожного движения не может быть успешно решена без комплексного реформирования системы подготовки, переподготовки и допуска водителей к участию в дорожном движении.

Претензий к подготовке водителей в современных условиях накопилось немало. «Латать» систему подготовки на уровне каждой автошколы или даже отдельного региона — дело малопродуктивное. Нужна была новая, принятая на государственном уровне концепция. Для создания ее и был сформирован экспертный совет из профессионалов высочайшего класса общественности, научного сообщества и профильных государственных всероссийских ведомств: Министерства образования и науки РФ, ГУОБДД МВД России, Министерства транспорта РФ.

Необходимость в таком органе ощущалась давно. Когда мы столкнулись с проблемой формирования нормативной базы, стало ясно, что без серьезного взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти это невозможно.

Поэтому в экспертный совет вошли и представители обеих ветвей власти, и научные работники, и практики. И даже представители СМИ. Не все сначала было гладко. Но мы все были нацелены на одно дело, научились слушать и слышать друг друга. И дело пошло. Через экспертный совет мы вышли на новый уровень взаимодействия с профильными министерствами и ведомствами. Оказалось, что разработка документов — нелегкий труд. Тут мало владеть предметом — надо изложить в определенных рамках, учесть все пересекающиеся смежные документы, которые регулируют отрасль. Так что создание нормативных актов — путь тяжелый, тернистый. Но продуктивный.

Немного о принципах работы совета. Это совещания, как очные, так и заочные, это подготовка и экспертиза документов, это проведение опросов профессионального сообщества. В итоге которых формируется консолидированное мнение профессионального большинства и доводится до сведения органов законодательной и исполнительной власти.

Практикуются выездные заседания совета. В Москве это либо слушания в Общественной палате, либо какие-то пресс-мероприятия. В основном стараемся выезжать в регионы. С экспертами, представляющими министерства, мы общаемся в рамках проведения круглых столов, семинаров и конференций. Например, сейчас широко обсуждается проект ГИБДД о приеме экзаменов. Эксперты-практики увидели там положения, которые необходимо было скорректировать. Мы обобщили все полученные замечания, оформили таблицу поправок и направили разработчикам. А в ходе обсуждения с представителями министерств в проект были внесены соответствующие изменения.

Нам уже есть чем гордиться. Например, нам удалось добиться отмены такой нормы, как самоподготовка водителей. В законодательную базу, в закон «О безопасности дорожного движения» при участии экспертного совета введена категория «М», 17- летним ребятам разрешили сдавать экзамены на права. Это нормы федерального закона, который с 5 ноября вступает в силу. Были учтены наши предложения и при подготовке проекта положения о лицензировании образовательной деятельности. Теперь организациям, осуществляющим программы профессионального и дополнительного профессионального образования, не придется организовывать питание, поскольку это нецелесообразно.

Что тревожит? Время идет. 5 ноября вступят в силу поправки в закон о безопасности дорожного движения. До этого времени нам необходимо согласовать проект профессионального стандарта водителя транспортных средств различных категорий и подкатегорий. Согласовать, чтобы он был принят. Почему стандарт так важен? Потому что требования профессионального стандарта водителя должны быть положены в основу разработки примерных программ и методики проведения экзаменов на получение права на управление транспортным средством. Кстати, в проекте постановления Правительства о разработке примерных программ эта норма предусмотрена.

Сейчас стоит задача разработки соответствующих программ обучения. Наша идея — это концепция единой модульной программы, состоящей из базового модуля (общего для всех категорий и подкатегорий) и специализированных модулей. Такое построение программы позволит оптимально организовать процесс обучения водителей транспортных средств без повторения ранее изученного материала. Мы представили эту концепцию на слушаниях в Общественной палате и получили поддержку Министерства образования и науки, Министерства транспорта и ГИБДД. Более того. В проекте постановления Правительства предусмотрено, что для разработки программ ответственный федеральный орган исполнительной власти может формировать коллегиальный орган, в который войдут в том числе и представители общественных организаций.

Наша сегодняшняя забота — это разработка и принятие подзаконных актов, направленных на повышение качества обучения и допуска водителей к участию в дорожном движении и исключающих допуск к образовательной деятельности недобросовестных организаций, не выполняющих программы обучения. Новое положение о лицензировании образовательной деятельности, профессиональные стандарты водителей, правила приема экзаменов, новые программы обучения — это те документы, которые определят в дальнейшем работу всей системы подготовки и допуска водителей к участию в дорожном движении. Очень важно, на наш взгляд, сегодня поднять вопрос о социальной ответственности автошкол, поскольку обучение водителей тесно связано с уровнем безопасности дорожного движения. Многие автошколы занимаются с детьми и подростками, лицами с ограниченными возможностями здоровья, реализуют социально направленные проекты. При этом образовательным организациям, конечно, нужна поддержка государства. Поэтому одна из приоритетных задач деятельности совета — это формирование социального партнерства автошкол и государства, объединение усилий государственных органов и профессиональной общественности для повышения качества подготовки водителей и снижения аварийности на дорогах России.

© STOP-газета, № 10 (198), октябрь 2013

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам 8-(499)-159-7679 или 8-(499)-159-7545, а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика