Google Translate

Электронный вестник МААШ

Подпишитесь на "Электронный вестник МААШ" - бесплатное приложение к журналу "Вестник автошкол Автопросвещение".

E-mail:
Имя:
 

Поиск по сайту

mkПитерские автошколы устроили предновогоднюю распродажу будущих автокатастроф

В Петербурге зафиксирован резкий рост тяжких ДТП. Прокуратура призывает городских чиновников составлять черные списки автошкол, которые готовят водителей-убийц. Но, как выяснил «МК» в Питере», процесс подготовки водителей никто в Петербурге не контролирует! В городе расплодились автошколы-однодневки, которые не занимаются с учениками ни теорией, ни практикой вождения. Безграмотные водилы тысячами выезжают на петербургские дороги — фактически калечить и убивать невинных людей.

 

Сотни тысяч водителей на одну «тетеньку из гороно»

По информации МРЭО ГИБДД, в Петербурге действует 145 автошкол. И это только те, кто имеет лицензию на право обучения водителей. Сейчас лицензию может получить кто угодно. Достаточно предоставить договоры аренды класса и площадки (за нее могут выдать и обычную парковку, все равно никто не проверит), справку от пожарных и санэпидемстанции, описание материально-технической базы. При этом проверят автошколу только через год — за это время она заработает деньги, выпустит сотню водителей и благополучно закроется либо просто поменяет вывеску. Тем более что лицензия бессрочная.

В МРЭО ГИБДД говорят, что за последние 10–15 лет не припомнят ни одного случая отзыва лицензии у недобросовестной автошколы! У сотрудников ГИБДД просто нет на это полномочий, так как автошколы входят в систему Министерства образования, а не Минтранса или МВД. В Питере за автошколами надзирает чиновница из гороно, вот и весь контроль. Решение о лишении лицензии может принять лишь суд. Но в него никто не обращается. Чиновники, которые должны инициировать такие иски, просто не хотят ввязываться в судебные тяжбы… Более того, автошколы на общем фоне среднеобразовательных школ и детских садов воспринимаются чуть ли не «пустяком», контроль за ними осуществляется в последнюю очередь. А по сути — его нет вообще. В нашей стране нет особого положения об автошколах. Есть примерная (не обязательная!) программа подготовки водителей — предполагается, что в среднем обучение в автошколе длится около 3 месяцев, она должна быть оснащена автодромом со всем необходимым набором препятствий и обслуживаться инструкторами высшей категории. Но зачастую создается только видимость учебного процесса.

Отсюда полный хаос на рынке автошкол — качество подготовки водителей зависит от совести конкретного инструктора. Но сознательных немного. В большинстве случаев учение идет по принципу «деньги вперед». «В крови у инструктора — недокатать положенные часы, — признается один из владельцев автошколы. — Сэкономить время и деньги». Недаром сотрудники ГИБДД, принимающие экзамены у выпускников автошкол, между собой зовут их «овощами». Случаются совсем анекдотичные истории, когда на экзамене начинающий водитель спрашивает у инспектора, где в машине находится коробка передач…

Справка «МК»

На что надо обратить внимание, выбирая автошколу: — на лицензию Минобразования (очень много школ, имея лицензию на один адрес, осуществляют деятельность по разным адресам); — договор на оказание образовательных услуг (в договоре должны быть четко прописаны сроки обучения, объем образовательных услуг, стоимость обучения за полный курс; многие школы завлекают себе клиентов маленькой стоимостью обучения, но потом всеми возможными способами «вымогают» недостающие деньги); — на наличие собственного автодрома и место его расположения (многие школы вообще не имеют собственного автодрома и за занятия на автодроме придется платить дополнительно; кроме того, у многих автошкол автодром может находиться на окраине города или даже в области); — на стоимость обучения (цена ниже 20–25 тысяч рублей должна насторожить); — на количество часов занятий (по нормативам должно быть 106 часов теории и 50 часов вождения).

 

Автошколы-пирамиды

А в последние пару лет в Петербурге появились так называемые портфельные автошколы. Они не утруждают себя даже получением лицензии. Заманивая учеников низкими расценками, такие автошколы выдают им потом «левые» дипломы. Автошколы-однодневки действуют по принципу пирамиды — в процессе так называемого обучения собирают деньги на учебники, дополнительные занятия, «взятки» сотрудникам ГИБДД и т. д. Сколько их, никто не знает. Но, судя по объявлениям в Интернете, где предлагается пройти курс обучения «водительского мастерства» всего за 1200 рублей, никто особо не шифруется. Дешевый курс вождения, как правило, продают на сайтах скидок. Сотни людей покупают купоны, не понимая, что это классическая «разводка». Такая автошкола заинтересована только в том, чтобы содрать с ученика деньги. Идет откровенная торговля свидетельствами об окончании автокурсов.

— Если у вас есть навыки по вождению, вместо 56 часов вы можете откатать всего 25, — предложили корреспонденту «МК» в Питере» в одной из таких автошкол.

Схема, при которой ученики платят только за половину часов, а в документах инструкторы пишут, что весь курс пройден, как выяснилось, распространена в Петербурге. В некоторых автошколах неподготовленных учеников отправляют в город после двух занятий на автодроме. Встречаются даже инструкторы, кто по принципу шоковой терапии загоняет ученика на КАД — хотя это строго запрещено законом.

Тем временем

Под Новый год учеников российских автошкол может ждать большой сюрприз. Процесс получения водительских прав планируют ужесточить. На всех внутренних экзаменах (всего этапов будет три) смогут присутствовать представители ГИБДД. Как наблюдатели, но с правом задавать вопросы. Кстати, ужесточение процедуры получения водительских прав эксперты рассматривают как реальный способ борьбы с дорожными пробками. Чем меньше новых водителей, тем лучше для города.

 

9 человек сдали на права экстерном

Ряд питерских автошкол сейчас резко снизил цены на обучение. Средняя цена по городу — 15–17 тысяч рублей. Якобы это предновогодняя скидка. Но новогодняя распродажа выгодна в первую очередь продавцам, а не покупателям. Автошколы набирают учеников (чем больше, тем лучше) и обучают их в экспресс-режиме. Никого на самом деле не волнует, научится человек водить автомобиль или нет. Это его личная проблема, разбираться с которой он будет наедине с экзаменатором из ГИБДД.

— Стоимость обучения — 20 тысяч, но мы даем скидку в 5 тысяч рублей, — говорит диспетчер Дарья из ООО «Светофор». — Но у нас есть еще дистанционное обучение за 13 990 рублей. Вы будете учиться дома.

— За что я тогда плачу?

— 3990 рублей вы платите за дистанционное обучение — онлайн-лекции, также вы можете в любой момент прийти в нашу автошколу и задать любой вопрос инструктору, 1 тысячу рублей за аренду площадки и 10 тысяч — вашему инструктору, когда у вас начинается вождение.

К слову, закон не запрещает сдавать экзамены в ГИБДД экстерном — то есть человек, по идее, может купить методички в магазине, выучить правила дорожного движения, нанять себе инструктора, а потом сдать на права. Этой услугой очень любят пользоваться чиновники и прочие авторитетные люди, которым некогда ходить в автошколы. В этом году всего 9 человек сдали экзамен на вождение экстерном…

— Я сначала записалась в автошколу «Светофор» (их в городе две, речь идет об ООО «Светофор». — Ред.), прошла три занятия и решила, что лучше мне пойти учиться в другое место, — рассказывает петербурженка Надежда Сухомлинова. — Выяснилось, что площадка где-то у черта на рогах, туда приходится ездить, а теоретических занятий всего 10, по три часа каждое (по нормативам полагается 106 часов. — Ред.). Когда я спросила, как я буду сдавать экзамен при такой подготовке, мне просто показали бумажку с надписью 20 тысяч. Видимо, за эту цену предполагалось, что я без проблем сдам экзамены в ГАИ.

Некоторые школы, по информации «МК» в Питере», сразу озвучивают прейскурант по «сдаче экзаменов в ГИБДД». В среднем предлагается заплатить инструктору 15–20 тысяч рублей. Процесс передачи денег, понятно, никто зафиксировать не может. Поэтому всегда можно сказать, что экзаменатор деньги взял, а обещание не выполнил. А вот, мол, на следующей сдаче — все получится!

— Мой инструктор в автошколе прямо заявил: чтобы получить права в ГИБДД, мне надо выложить 16 тысяч рублей, — рассказывает Алексей Богданов. — Он еще сказал, чтобы я поспешил. Разговор состоялся в мае этого года. А в июне он объявил, что расценки поменялись, и теперь «гарантированные права» стоят 30 тысяч.

Автошколам-однодневкам невыгодно, чтобы их ученики успешно сдавали экзамены в ГИБДД — в случае неудачи можно взять деньги якобы на взятку. Одна из таких школ недавно собрала по 2 тысячи рублей с 40 учеников, объяснив, что «есть договоренность» с инспекторами. 80 тысяч — с куста, ни за что ни про что.

А как у них

В Европе автошколы — это маленькие частные фирмы с количеством сотрудников до 3 человек. Преимущества таких наставников очевидны: индивидуальный подход, конкурентные цены, профессионализм. Считается, что самые высокие стандарты обучения в Германии и Норвегии. Германия. Грубые нарушения правил (например, проезд на красный) влекут за собой занесение в базу данных нарушителей и накопление штрафных «пунктов». При достижении определенного порога права отбирают. Чтобы их вернуть, нужно пройти специальное медико-психологическое обследование, после чего снова сдать экзамен на вождение. Первые 2 года после получения прав — испытательный срок. Если в этот период совершить грубое нарушение, права могут отобрать сразу. Норвегия. Обучение включает в себя несколько курсов, в их числе: курс «Оказание первой помощи», курс «Безопасность на дороге» (в нем обязательное вождение по скользкой дороге на специальном полигоне), курс «Вождение на дальние расстояния» (занимает целый рабочий день), курс обучения правильному обгону, вождение в темное время суток. Срок обучения составляет около полугода.

 

 

Тайная бухгалтерия автошкол

Скрытые платежи есть почти в каждой автошколе. Часто берут деньги за методички — до 1000 рублей, медкомиссию — 2500 (это раньше у учеников требовали справки о том, что они не состоят на учете в психбольнице и наркодиспансере; сейчас экзамены сдают и алкоголики-наркоманы, и эпилептики, и просто душевнобольные, процесс опять же никем не контролируется). Кто-то придумывает плату за «подачу машины» на экзамене в автошколе — еще 500 рублей. А вот, к примеру, в автошколе «Веста» просят доплатить еще и за бензин — 2 тысячи рублей.

— Больше никаких дополнительных трат? — уточняю я на всякий случай.

— Больше никаких, — клянутся в автошколе. — Только 800 рублей госпошлины на удостоверение для ГАИ.

В одной автошколе площадка находится в районе метро «Ладожская». А классы разбросаны по всему городу. И такая ситуация типична для многих школ.

— То есть вы предлагаете мне учиться теории в Приморском районе, а ездить на площадку к метро «Ладожская»? — возмущаюсь я.

— Занятия там будут в течение первых двух недель, — успокаивают меня. — А потом вы будете учиться вождению рядом с автошколой.

О том, что автодром (или площадка) по идее должен находиться в зоне шаговой доступности от автошколы, похоже, не знают даже девочки-диспетчеры, не говоря об учениках.

На незнании людьми правил обучения и строится весь лохотрон в автошколах. Автодромы на краю города, количество лекций и часов вождения в два раза меньше положенных, инструкторы, имеющие трехлетний стаж вождения (но по закону он уже считается «опытным», способным учить других езде на автомобиле) — все это породило системный кризис жанра. Никто ни за что не отвечает.

По мнению экспертов, для начала нужно внести изменения в Закон «Об ОСАГО». Возмещать ущерб за ДТП со всеми водителями, стаж которых не превышает года, должна обучавшая их автошкола. Старожилы с ностальгией вспоминают времена, когда молодому водителю со стажем до двух лет запрещалось перевозить более одного и двух пассажиров, перемещаться в темное время суток.

ГИБДД ведет свою статистику ДТП, произошедших по вине молодых водителей. Каждые полгода составляется таблица с информацией, выпускники чьих автошкол совершают аварии и наезды на пешеходов. Но объективно судить о качестве подготовки по этому показателю невозможно — в одной школе за год проучилось тысяча человек, в другой двести. Эксперты предлагают сделать ответственность за подготовку водителей персональной — то есть смотреть на профессионализм не школы, а преподавателя. Тогда будет понятно, кто виноват. Технически это сделать несложно — каждый водитель «записан» на конкретного инструктора, можно создать единую базу данных по всем преподавателям автошкол и по каждому из них отслеживать статистику ДТП. В ГИБДД говорят, что за последние 15 лет не было ни одного случая, чтобы нерадивого инспектора автошколы лишили сертификата на право обучения. Хотя раньше за этим следили. Если процент сдачи экзаменов был ниже 50 процентов и так три раза подряд, у преподавателя забирали сертификат и отправляли переучиваться.

 

Экзамены сдают все хуже

В этом году водительские права получили 66 тысяч петербуржцев. Судя по статистике, по сравнению с прошлым годом качество подготовки водителей резко упало. В МРЭО ГИБДД этот показатель оценивают по проценту сдачи экзаменов с первого раза. За 11 месяцев 2012 года этот процент составил около 55 (из 66 319 человек сразу сдали на права 41 697 человек). В 2011 году таких было 77 процентов.

Экзаменаторов берут буквально измором. Ограничений по сдаче зачетов нет. Вот и сдают по десять раз подряд. «Приходят, чтобы потренироваться», — говорят инспекторы. По данным ГИБДД, за минувший год было проведено 295 340 «человеко-экзаменов».

Начальник МРЭО ГИБДД Сергей Половченя регулярно приглашает владельцев автошкол «на разговор». Но требовать что-то от них он просто не имеет права, только призывать — к порядку, совести.

Ирина Молчанова
© МК-Санкт-Петербург

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам 8-(499)-159-7679 или 8-(499)-159-7545, а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика