Google Translate

Электронный вестник МААШ

Подпишитесь на "Электронный вестник МААШ" - бесплатное приложение к журналу "Вестник автошкол Автопросвещение".

E-mail:
Имя:
 

Поиск по сайту

 

О необходимости единства требований к кандидатам в водители при допуске к сдаче квалификационных экзаменов

Лев Васильевич Бурыкин. Президент Московского регионального союза автошкол.

 

Уважаемые коллеги!

Благодаря большой работе общественных организаций многих регионов России к объединениям образовательных организаций стали прислушиваться и приглашать в рабочие группы по разработке и обсуждению документов по подготовке водителей транспортных средств.

Приятно, что это коснулось даже внутренних документов МВД — я имею ввиду проект приказа Министра МВД России об административном регламенте предоставления МВД РФ государственной услуги по приёму квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений.

Всё было бы хорошо, если бы наши предложения об устранении неопровержимых изъянов в документах были приняты и все силы направлены на создание такой системы организации проверки качества знаний и умения управлять ТС, которая привела бы к цивилизованному, грамотному поведению на дорогах и, как следствие, к сокращению ДТП и гибели людей. Но, к сожалению, всё не так просто. И все вроде бы согласны, и в тоже время мешают существующие документы, в которые нельзя почему-то внести изменения.

Никто не будет возражать, что главная цель — это сохранение жизней участников дорожного движения. Для достижения этой цели и осуществляют свою деятельность государственные, правительственные, региональные структуры власти и общественные организации. Нельзя добиться цели, если вести себя, как Лебедь, Щука и Рак в басне Ивана Андреевича Крылова:

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.

Первое и самое главное, что нужно сделать,— это устранить все противоречия в документах, которые определяют порядок подготовки водителей транспортных средств.

Необходимо, чтобы все имеющие документы в соответствии с табелем рангов были откорректированы и приобрели единое понимание чиновников и исполнителей. Мы понимаем, что сегодня невозможно привлечь к ответственности тех, кто создавал документы в 1992 году, в 1993 году, в 1995 году и так далее. Но те, которые создают документы сейчас, должны нести персональную ответственность за допущенные несогласованные требования документов других ведомств. Нести ответственность за документы, имеющие возможность двойного толкования, тем самым увеличивающие коррупционную составляющую.

Необходимо, чтобы документы, которые в настоящее время находятся в стадии написания, трактовали требования не того что может быть будет завтра, а сегодняшнего дня и после подписания были готовы к исполнению немедленно и в полном соответствии с подписанным документом. Например, если сдача квалификационных экзаменов на право управления транспортным средством осуществляется на машинах ГИБДД, то значит после подписания документа или после переходного периода (если он оговорён в документе) ни одна автошкола не предоставляет свои машины в ГИБДД, особенно тем гражданам, которые не учились в данной автошколе.

На рынке образовательных услуг должны остаться только те, которые принимают единые правила подготовки водителей и готовы нести ответственность за услуги, которые они оказывают. Это в первую очередь касается самих автошкол, осуществляющих свою образовательную деятельность на основании лицензии, индивидуальных предпринимателей и организаций, которые оказывают услуги по подготовке к самостоятельной сдаче экзаменов в ГИБДД.

Анекдотичность ситуации состоит в том, что ещё Постановлением Правительством РФ № 1090 от 23.10.1993 были утверждены ПДД РФ, которые со всеми изменениями действуют и сегодня, в 2012 году. Раздел 21 «Учебная езда» гласит:

21.1. Первоначальное обучение вождению транспортных средств должно проводиться на закрытых площадках или автодромах.

Вопрос: «Почему ГИБДД не может потребовать от гражданина, который подготовился самостоятельно, чтобы он подтвердил выполнение этого требования?» По умолчанию мы прекрасно понимаем, что у гражданина нет своей закрытой площадки (автодрома), следовательно он должен прибегнуть к чьим-то услугам, а следовательно это уже несамостоятельная подготовка. Автошколы эти данные представляют за своих учеников. Индивидуальные специалисты нет. Не является ли это разновидностью коррупционной составляющей?

21.2. Учебная езда на дорогах допускается только с обучающим и при наличии первоначальных навыков управления у обучаемого. Обучаемый обязан знать и выполнять требования Правил.

Вопрос: «Почему ГИБДД не может узнать, кто такой обучающий и имеет ли он право обучать?»

21.3. Обучающий должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории.

Вопрос: «Почему ГИБДД не может узнать, на основании каких документов обучающий проводил обучение гражданина?»

21.5. Механическое транспортное средство, на котором проводится обучение, должно быть оборудовано в соответствии с пунктом 5 Основных положений и иметь опознавательные знаки «Учебное транспортное средство».

  1. Механическое транспортное средство, используемое для обучения вождению, должно быть оборудовано дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза, зеркалом заднего вида для обучающего и опознавательным знаком «Учебное транспортное средство» в соответствии с пунктом 8 настоящих Основных положений.

Вопрос: «Почему ГИБДД не может узнать соответствует ли транспортное средство, на котором обучался гражданин, требованиям Основных положений?»

Документ чётко определяет, что самообразование при подготовке будущего водителя недопустимо, но почему-то мы на это не обращаем внимание.

Почему происходит выборочная проверка данных. Почему проверяются паспортные данные, ведь нам неинтересно, кто готовил гражданина. Почему у автошкол проверяются данные за всех?

Нам в течении нескольких лет говорят, что самоподготовки не будет, все понимают, что это неправильно и недопустимо, но в свете внесения поправок в ФЗ «О безопасности дорожного движения» всё больше и больше поднимается вопрос о соблюдении прав человека на возможность сдать экзамен самостоятельно. Про какие права мы говорим? Про право безнаказанно убивать людей на дорогах страны? Кому верить, что будет дальше?

При обсуждении проекта административного регламента вместо самостоятельной подготовки употребляется понятие «подготовка в индивидуальном порядке» (в нормативно-правовых документах РФ данное понятие отсутствует — есть понятие «индивидуальная подготовка»), и всё, что касалось непредъявления документов после самостоятельной подготовки, перешло в непредъявление документов после подготовки в индивидуальном порядке. На вопрос: «Почему не внести требования о предоставлении документов, подтверждающих изучение программ и вождение автомобиля при обучении?» — идёт ссылка, что невозможно противоречить требованиям Постановлению Правительства № 1396 от 15.12.1999 (Правила сдачи квалификационных экзаменов…). Но если мы говорим про индивидуальный порядок обучения, то он должен проходить у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующею лицензию (это требования Постановления № 1396). Почему тогда на них не распространяются требования к организациям, имеющим лицензию на образовательную деятельность? Кстати, документ 1999 года не может противоречить документу 1993 года (ПДД), если они оба являются постановлениями Правительства. Документ 1999 года должен был отменить требования документа, написанного ранее, в 1993 году, если этого нет, то значит документ 1999 года нелегитимен. Вот и получаются у нас сплошные двойные стандарты. И что смешно в одном случае, совершенно серьезно принимается в другом случае.

Пока сложилась непонятная ситуация с документально-правовой базой количество подразделений ГИБДД, в которых допускается сдача экзаменов после самостоятельной подготовки или в индивидуальном порядке, стремительно растёт.

Хочется напомнить требования Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», который по статусу стоит выше, чем постановления Правительства.

Статья 26. Основные требования по подготовке водителей транспортных средств

1. Допускаются к сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами граждане, прошедшие соответствующую подготовку в объёме, предусмотренном учебными планами и программами подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории.

2. Допускается самостоятельная подготовка водителей на получение права управления транспортными средствами категории «А» и «В» в объёме соответствующих программ.

Как видите, идёт чёткое разграничение подготовки граждан к управлению ТС и самостоятельной подготовки водителей ТС. В Федеральном законе ничего не говорится об индивидуальном порядке подготовке. Те, которые писали закон в 1995 году, понимали разницу между гражданами и водителями. Также те, которые писали Закон, понимали недопустимость двоякого толкования понятия «индивидуального порядка подготовки». Если необходимо, можно обратиться за разъяснением с точки зрения русского языка к филологам.

Закон № 3266–1 от 10.07.1992 «Об образовании», который по статусу является выше, чем Постановление Правительства, и вышел раньше, чем Федеральный закон 1995 года, определил, как может осуществляться подготовка водителей ТС, которая относится к профессиональной подготовке.

Статья 21. Профессиональная подготовка

1. Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.

Как видите, об индивидуальном порядке подготовке и самоподготовке речи не идёт, но мы на это не обращаем внимание. В статье 10 (формы получения образования) определено.

2. Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства № 823 от 26 октября 2000 года определено, что в этот перечень входит водитель автомобиля. Это говорит о том, что водитель является профессией повышенного риска, связанной с возможной гибелью людей, и подготовка, равно как и выдача права на управление ТС должны быть организованы, грамотны и объективны.

Недопустимо, чтобы где-то была лазейка, позволяющая допустить к дорожному движению неподготовленного гражданина.

Мы много говорим об одном и том же — давайте что-нибудь делать. Необходимо, чтобы до Президента и Председателя Правительства были доведены разночтения в документах и внесены изменения. Хочется, чтобы административный регламент ГИБДД вобрал в себя все предложения и стал документом, не требующим корректуры, имеющим единое понимание всех участников данной сферы деятельности и образцом написания законодательного документа.

Спасибо за внимание.

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам 8-(499)-159-7679 или 8-(499)-159-7545, а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика