Google Translate

Электронный вестник МААШ

Подпишитесь на "Электронный вестник МААШ" - бесплатное приложение к журналу "Вестник автошкол Автопросвещение".

E-mail:
Имя:
 

Поиск по сайту

 

Эффективность применения мультимедийных технологий в процессе подготовки водителей АТС

Андрей Анатольевич Степанов. Преподаватель тверского колледжа им. Коняева, автор учебно-методических пособий.

 

В современной педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «технология», пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США и Англии, а в настоящее время распространилось практически во всех странах мира.

02s

Термин «технология» (гречес. techne – исскуство, мастерство и logos – понятие, учение) употреблялся еще в древности. Под ним понимался свод практических правил, навыков, операций и секретов производства различных материалов.

Педагогическая технология является отраслью педагогической науки, которая конструирует, прогнозирует и внедряет в образовательную практику новые педагогические системы, исследует условия их успешного функционирования, определяет механизмы и стратегии управления этими системами.

Целью педагогической технологии является поиск стратегических путей повышения качества обучения и воспитания за счет внедрения новых прогрессивных идей, образовательных инноваций, нетрадиционных подходов к организации и управлению педагогическими процессами.

Еще в Древней Греции, при зарождении педагогики, считалось, что для достижения желаемой цели в обучении воспитании достаточно найти какой-то прием или группу приемов. Так появились различные методики. Со временем у практиков накапливался опыт, они создавали новые, более эффективные методики. В наши дни педагогика имеет в своем арсенале значительное число методик, однако проблемы стабильности и качества в обучении остаются по сей день.

Очевидно, что совершенствование методик необходимо продолжать, но при этом процесс их накопления и отбора должен быть совмещен с выбором цели и отработкой системы контроля.

Этому и призвана помочь технологизация процесса обучения.

03s

По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества.

  • Основой технологии служит четкое определение конечной цели обучения. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень их достижения определяется неточно, «на глазок». В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет более точно определять степень ее достижения.
  • Технология, в которой конечная цель обучения определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.

В отличие от использующихся по сей день методических поурочных разработок, ориентированных на преподавателя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся. Методическая поурочная разработка воспринимается каждым педагогом по-разному, следовательно, по-разному организуется и деятельность учащихся. Проектирование же учебной деятельности ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.

04s

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения.

В педагогической литературе нет единого мнения относительно определения понятия «метод обучения». Наиболее точным и лаконичным, на мой взгляд, является понимание метода обучения, как способа организации познавательной деятельности обучаемых.

Поскольку успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода.

В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения. Наиболее распространенной является классификация, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых.

В этой классификации можно выделить пять основных методов обучения:

  • объяснительно-иллюстративный метод;
  • репродуктивный метод;
  • метод проблемного изложения;
  • частично-поисковый, или эвристический, метод;
  • исследовательский метод.

В каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения — метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие, т. е. «в готовом виде». Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, учащиеся остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Данный метод находит широкое применение для передачи большого массива информации.

Репродуктивный метод обучения — метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т. е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом, ситуациях.

Метод проблемного изложения в обучении — метод, при котором, используя самые различные источники и средства, преподаватель, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Учащиеся как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.     

Частично-поисковыйилиэвристический метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством преподавателя, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется преподавателем или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями.

Исследовательский метод обучения — метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

Какие бы методы  ни применялись для повышения эффективности обучения важно создать такие психолого – педагогические условия, в которых обучающийся может занять активную личностную позицию  и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности.

Существует мнение, что в процессе обучения необходимо использовать активные и изживать пассивные методы обучения. На самом деле, любой метод, сам по себе, не может быть ни активным, ни пассивным. Тем и другим его делает исполнитель. Все зависит от того, как преподаватель пользуется данным методом. Универсально эффективных или неэффективных методов не существует. Все методы обучения имеют свои сильные и слабые стороны, и поэтому в зависимости от целей, условий, имеющегося времени необходимо их оптимально сочетать. Вот почему точнее и корректнее говорить: «Процесс обучения может быть активным (где обучаемый участвует как субъект собственного обучения) или пассивным (где обучаемый играет только роль объекта чего – то воздействия).

Качество обучения может быть достигнуто только в результате обеспечения эффективности каждой ступени познавательной деятельности. То есть, весь процесс обучения строится по схеме: воспринять – осмыслить – запомнить – применить. Чтобы добиться высокого качества, необходимо последовательно пройти через все эти ступени, используя при этом разнообразные формы и методы.

05s

Одним из примеров технологизации обучения, (т. е. внедрения новых педагогических систем), является модульное обучение.

Такой подход позволяет оптимально сочетать теоретическую и практическую составляющие обучения. При этом обеспечивается переосмысление места и роли теоретических знаний в процессе освоения компетенций, их упорядочивание и систематизация. Это в конечном счете приводит к повышению мотивации обучающихся в их освоении. Кроме того, модульная программа позволяет создать интеллектуальный методический ресурс и внутренний стандарт учебного заведения в отношении образовательных программ.

Структура данной модульной программы состоит из основной цели профессии, основных функций и функциональных модулей.

06s

Основная цель (профиль компетенции) кратко описывает суммарный результат того, что должно быть достигнуто в ходе обучения.

Основные функции (области компетенции) позволяют достичь основную цель профессии и представляют собой описание тех конкретных действий, посредством которых достигается эта основная цель.

09s

Основные функции, в свою очередь, подразделяются на ряд составляющих их более мелких единиц, каждая из которых называется функциональным модулем и описывает конкретные действия, составляющие данную компетенцию.

08s

Каждый модуль состоит из четырех документов и алгоритма его реализации.

К документам относятся:

  1. Спецификация модуля.
  2. Содержание модуля.
  3. Руководство по модулю.
  4. Оценка.

09s

Спецификация модуля включает в себя следующие разделы:

  • раздел «задача модуля», определяющийконкретную цель обучения по данному модулю;
  • раздел «действия»,содержащий действия, которые требуется осуществить для достижения задачи модуля;
  • разделы«знания» и «умения» определяющие знания и умения, необходимые обучающимся для выполнения перечисленных действий;
  • раздел «ресурсы», в которомперечислены материальные средства, учебные пособия и специалисты,необходимые для организации обучения.

10s

Содержание модуля используется в целях планирования обучения, распределения нагрузки и т. д. В данном документе дается краткое содержание обучения, а именно: задачи, компетенции, содержание действий и предполагаемая продолжительность освоения модуля.

11s

Руководство по модулю является административным документом для преподавателей и мастеров производственного обучения и содержит:

  • название и задачу модуля;
  • рекомендуемые методы обучения;
  • характеристику обучающихся;
  • требуемые ресурсы.

12s

Оценка освоения модуля предполагает демонстрацию или подтверждение того, что обучающиеся освоили компетенции, сформулированные в задачах по каждому конкретному модулю, и могут осуществлять все требуемые действия в рамках данной компетенции.

Документ «Оценка» состоит из следующих:

  • руководство по оценке модуля.
  • памятка по оценке для обучающихся.
  • оценочные (контрольные) ведомости обучающихся.
  • оценочные задания.

В руководстве по оценке модуля изложены принципы и подходы к проведению оценки конкретных видов деятельности обучающихся. Этот документ является руководящим для преподавателя, проводящего оценку по каждому действию и модулю в целом.

13s

Памятка по оценке для обучающихся информирует их о том, какие знания и умения потребуются им для выполнения заданий по модулю, а так же какие материалы они должны представить в качестве подтверждения освоения модуля.

14s

Контрольная ведомость обучающегося служит для оценки освоенных компетенций модуля и оформляется в виде таблицы. В первом столбце таблицы перечисляются все действия, которые должен уметь выполнить обучающийся, чтобы подтвердить освоение компетенций модуля и которые являются критериями оценки.

Во втором столбце оценщики ставят отметку о выполнении или невыполнении каждого действия.

В третьем столбце отмечается, что конкретно необходимо совершенствовать обучающемуся для освоения требуемых компетенций в тех случаях, когда он не может правильно выполнить требуемые действия.

15s

Оценочные задания предназначены для проверки как когнитивных (познавательных), так и практических аспектовкомпетенции и содержат практические задания, направленные на освоение конкретных компетенций модуля, а также примерный перечень ситуационных задач, которые должен решить обучающийся в ходе выполнения заданий по модулю.

16s

Алгоритм реализации модуля, план реализации модуля, сценарий занятий и учебные материалы представляют собой так называемый стандартный пакет материалов по модулю.

Преимущество такого пакета состоит в том, что:

  1. им может воспользоваться любой преподаватель и мастер производственного обучения;
  2. он носит стандартный характер, не зависящий от индивидуальных особенностей преподавателя, т. к.создает длявсех обучающихсяравные условия освоения требуемых компетенций с одинаковым ресурсным обеспечением;
  3. он может использоваться в течение всего периода времени, пока не потребуется обновить задачи модуля.

17s

После разработки алгоритма реализации модуля следует составить подробный сценарий занятий. Создание сценария занятий никак не означает ограничение творчества преподавателя или мастера производственного обучения. Его предназначение состоит в том, чтобы наиболее эффективно организовать занятия и обеспечить их необходимыми учебными материалами.

18s

В заключение доклада хочу обратить ваше внимание на основные принципы модульного обучения, которые могут быть сформулированы следующим образом:

  1. ориентирование учебного процесса на достижение задач модуля, выраженных в форме компетенций, освоение которых является результатом обучения по модулю;
  2. необходимость разработки учебных материалов, обеспечивающих достижение целей модуля;
  3. создание обучающей среды и использование активных методов обучения;
  4. оценка не курса обучения в целом, а освоенных компетенций;
  5. необходимость обеспечения индивидуального темпа освоения компетенций модуля в зависимости от способностей обучающихся.

 

Спасибо за внимание!

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам 8-(499)-159-7679 или 8-(499)-159-7545, а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика