Google Translate

Электронный вестник МААШ

Подпишитесь на "Электронный вестник МААШ" - бесплатное приложение к журналу "Вестник автошкол Автопросвещение".

E-mail:
Имя:
 

Поиск по сайту

 

Предложения по пересмотру отдельных положений учебных программ подготовки и переподготовки водителей и ряда нормативных актов, которые способствуют повышению профессионального уровня водителей

Светлана Юрьевна Новикова. Заведующий методист Учебно-курсового комбината «Мосгортранс».

 

Хотелось бы озвучить тему по вопросу повышения качества подготовки, переподготовки и повышению квалификации водителей, допускаемых к перевозке пассажиров на наземном городском пассажирском транспорте. Исходя из практики обучения водителей, считаем, что необходимо пересмотреть отдельные положения учебных программ подготовки и переподготовки водителей и ряд нормативных актов, которые способствуют повышению профессионального уровня водителей и специального отбора кандидатов. В этих целях методический совет и руководство филиала УКК ГУП «Мосгортранс» считает возможным внести следующие предложения.

В медицинские комиссии, определяющие профессиональную пригодность кандидатов в водители необходимо включать специалистов-психологов с внесением необходимых изменений в регламент этих комиссий.

Дело в том, что требования к психоэмоциональной устойчивости, способности принимать адекватные решения, например, у водителей большегрузных автомобилей и автобусов большой вместимости должны быть выше, чем к водителям иных категорий.

Практика показывает, что агрессивный стиль вождения и неадекватная реакция на дорожную обстановку водителей таких транспортных средств зачастую имеет более серьёзные последствия при ДТП.

При разработке системы административных наказаний (штрафы и т. д.) возможно также внести отличную ответственность для водителей разных категорий. Например, превышение скорости на 20 км/ч для легкового автомобиля и для автобуса весом 15—20 т с пассажирами может иметь далеко неодинаковые последствия; поэтому нарушения ПДД, совершаемые водителями таких транспортных средств (в зависимости от массы и вместимости) должны наказываться более строго.

При подготовке водителей всех категорий особое внимание должно уделяться основам безопасности движения и изучению Правил дорожного движения. Программы подготовки и переподготовки водителей автобусов, введённые в действие в 2009 году, сократили количество часов, отводимых на эти предметы. При подготовке новых водителей количество часов сократилось в 2 раза, а при переподготовке водителей категории «В» или «С» на категорию «Д» — более чем в 5 раз. Например, на предметы «Основы законодательства в сфере дорожного движения» и «Основы безопасного управления транспортным средством» отводится соответственно 5 и 9 часов, т. е. всего 14 часов. В прежних программах на эти предметы отводилось не менее 80 часов (теория 74 часа и практика 6 часов). На наш взгляд, на изучение Правил дорожного движения и предметы, изучающие обеспечение безопасности движения, количество часов сокращать нельзя. Это подтверждает дорожная практика.

Особым образом хотелось бы остановиться на обучении практическому вождению. Программа переподготовки водителей, введённая в действие в 2009 году с категории «В» и «С» на категорию «Д» не дифференцируются по водительскому стажу, а в новом приказе Минобрнауки России № 636 от 18.06.2010 программы переподготовки вообще не упоминаются. Поэтому водитель категории «В», недавно закончивший курсы, обучается вождению в том же объёме, что и водитель со стажем 10—15 лет. В программах переподготовки водителей с категории «В» и «С» на категорию «Д» до 2009 года вождение дифференцировалось в зависимости от стажа работы. К примеру: в категории «В» на «Д» при стаже до 1 года давалось вождение в объёме 50 часов, при стаже более 1 года давалось вождение в объёме 24 часа, а в категории «С» на «Д» при стаже до 1 года давалось вождение в объёме 39 часов, при стаже более 1 года давалось вождение в объёме 16 часов. В программах после 2009 года с «В» на «Д» — 69 часов для всех, и с «С» на «Д» — 37 часов для всех. Исходя из вышеизложенного, считаем, что данные программы требуют существенной корректировки с учётом контингента обучающихся. Это существенно влияет на сроки и стоимость обучения, а следовательно, и на привлекательность самого курса.

Рассмотрение, утверждение и согласование учебных программ должны в большей мере учитывать интересы заказчика. Наиболее заинтересованным в качестве этих программ является Минтранс РФ, который как бы представляет собой совокупные интересы перевозчиков. В связи с этим утверждение программ подготовки и переподготовки водителей на категории «Д» и «Е» должно осуществляться Минтрансом РФ, а согласование — с ГИБДД, Минобрнауки и, возможно, с МЧС РФ, т. к. водители автобусов, имеющие соответствующую военно-учётную специальность, в первую очередь привлекаются к перевозкам при чрезвычайных ситуациях.

В своих предложениях нам бы хотелось затронуть проблемы подготовки водителей категории «В». Считаем целесообразным восстановить прежнее разделение водителей легковых автомобилей на любителей и профессионалов, т. к. профессиональное отношение к перевозке пассажиров (например, такси) включает в себя дополнительные требования как к самому водителю, так и к содержанию транспортного средства, в том числе и по санитарно-гигиеническим показателям. При составлении новых программ по подготовке, переподготовке водителей автобусов большой и особо большой вместимости необходимо консультироваться с крупными образовательными учреждениями подобного профиля, в том числе и со специалистами филиала Учебно-курсового комбината ГУП «Мосгортранс».

На сегодняшний день одним из самых актуальных вопросов является обеспечение безопасности дорожного движения. Эта проблема не может быть успешно решена без комплексного взаимодействия предприятий транспортной отрасли, Минтранса РФ, управления государственного автодорожного надзора и ГИБДД. Вышеперечисленные ведомства должны ужесточить требования к водителям по периодическому ежегодному обучению водителей автотранспортных средств, то есть сделать обязательным, а не формальным повышение квалификации в специализированных образовательных учреждениях по утверждённым программам.

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам 8-(499)-159-7679 или 8-(499)-159-7545, а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика