Google Translate

Электронный вестник МААШ

Подпишитесь на "Электронный вестник МААШ" - бесплатное приложение к журналу "Вестник автошкол Автопросвещение".

E-mail:
Имя:
 

Поиск по сайту

 

Актуальные вопросы реформирования системы подготовки водителей транспортных средств

Татьяна Вячеславовна Шутылева. Президент МААШ.

 

На состоявшемся очередном заседании Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, состоявшемся 13 февраля текущего года, говорилось, что ситуация на российских дорогах остается неудовлетворительной – по итогам 2011 года отмечается рост числа погибших в ДТП.

02s

Как мы видим на диаграмме, «кривая» ДТП значительно снижалась вплоть до 2009 года, и затем начался сначала небольшой, а затем и более ощутимый рост.

Безусловно, на ухудшение ситуации с аварийностью могли повлиять такие факторы, как сокращение в рамках реформы МВД численности личного состава органов ГИБДД, правовой нигилизм самих водителей, беспринципно нарушающих ПДД.

Но я Вам предлагаю проанализировать, каким образом могла повлиять на рост ДТП, ситуация, сложившаяся за последний год в сфере подготовки, переподготовки водителей ТС?

  1. Полностью изменилась процедура получения лицензии образовательными учреждениями. Лицензии стали бессрочными и выдаются теперь путем документарной проверки.
  2. Принятые документы отменили обследование материально-технической базы автошкол органами ГИБДД.
  3. Как следствие ослабления контроля стало появление большого количества новых «игроков» на рынке оказания услуг в автоподготовке. Появился даже новый термин – «портфельные автошколы» — организации, получившие лицензии по предоставлению документов, так называемых «портфелей», и не имеющие ни соответствующих условий, ни материально-технической базы, ни преподавательского состава.
  4. Следствием такого явления стала невозможность нормального функционирования нормальных автошкол, добросовестно выполняющих все лицензионные условия и требования, вкладывающих финансовые ресурсы в развитие материальной базы, в применение инновационных методик и т. д. Выполнение учебных программ стало приноситься в жертву конкурентному снижению цен и борьбе за каждого клиента. Поскольку «Портфельные» автошколы идут на неадекватное снижение цен за счет невыполнения программ по вождению, то самым уязвимым местом в подготовке начинающего водителя стал дефицит навыков практического вождения в условиях реального дорожного движения.
  5. При этом ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вводящий новые регулятивные нормы и отменяющий самоподготовку, до сих пор не принят.
  6. При этом «Барьер», который должен был бы отсеивать «слабое звено» — кандидатов водители, недостаточно владеющими навыками управления – остался тем же. Я имею ввиду экзамен. Барьер этот низкий, планку, безусловно, надо поднимать. Чем выше будет планка, тем более качественно будут готовить автошколы. Поскольку сегодня процесс обучения в силу нашего менталитета нацелен именно на экзамен.
  7. Сложившаяся ситуация привела к тому, что в настоящее время на ниве автоподготовки процветают «пирамиды», возникшие еще в конце 90-х годов, существующие на несовершенстве законодательства, толкующие нормативно-правовые акты в свою пользу, заманивающие учеников
  • низкими ценами,
  • короткими сроками,
  • массой дополнительных услуг,
  • большим количеством филиалов.

Безусловно, речь идет о самоподготовке.

 

Приведу некоторые цифры только по Москве:

  • В настоящее время в Москве функционируют 265 имеющих лицензию образовательных учреждений и организаций, занимающихся подготовкой водителей транспортных средств различных категорий.
  • Средняя пропускная способность автошкол, имеющих лицензию, ориентировочно, 200000 человек в год.
  • По данным ГИБДД Москвы за 2010 г. общее количество граждан, получивших водитель-ские удостоверения на право управления автомототранспортными средствами, составляет 146000.
  • Из них 32000 водительских удостоверений получено после самоподготовки, что составляет почти 22%.

Таким образом, на долю автошкол, имеющих лицензию, пришлось 116000 (это значит, что задействовано не более 58% мощностей!).

Из чего можно сделать вывод о том, что работающие организации испытывают большой дефицит в обучающихся.

Кроме того, в Москве существует ряд организаций, имеющих широкую сеть филиалов, предлагающих услуги по так называемой «самоподготовке», срок обучения в которых составляет от 4 дней, стоимость от 6 до 12 тыс. рублей

С целью защиты коммерческих интересов таких организаций создано даже несколько ассоциаций — объединений автошкол, которым на сегодняшний день невыгодно объединение профессионального большинства.

 

Одна из важнейших задач государства сегодня – обратить внимание на эту ситуацию, на эти пирамиды, на недопустимость существования теневых автошкол, оказывающих услуги по самоподготовке в связи с тем, что в данной форме обучения невозможно выполнить утвержденные образовательные программы в полном объеме.

Обобщая все вышеизложенное, можно смело говорить, о том, что в сфере автоподготовки начался системный кризис, следствием которого стало существенное снижение качества подготовки.

04s

Теперь обо всем по порядку.

 

C 1-го января вступил в действие поправки в Закон РФ «Об образовании», в котором полностью изменилась статья 33 «Лицензирование образовательной деятельности».

Лицензия на образовательную деятельность стала бессрочная, а порядок проведения лицензирования – документарный.

05s

Вслед за законом вышло Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. № 174.

Вступило в действие с 1 апреля.

06s

Практически одновременно вышло Положение о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, так же утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2011 г. № 164.

07s

Настоящее Положение установило порядок осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования.

4 мая 2011 г. утвержден Федеральный закон Российской Федерации N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который вступил в действие 3 ноября 2011 г.

08s

Данный Федеральный закон ввел новые нормы по порядку осуществления лицензионного контроля.

Обратимся к Статье 19. «Порядок организации и осуществления лицензионного контроля».

В частности, в п. 2 говорится, что

«В отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии…, лицензирующим органом проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.»

Таким образом, возникло противоречие в нормативно-правовой базе.

ФЗ «Об образовании – документарные проверки, а ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» — выездные.

В связи со сложившейся ситуацией Межрегиональной ассоциацией автошкол был подготовлен запрос в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). В котором мы просили разъяснить, могут и должны ли проводиться лицензирующим органом внеплановые выездные проверки в отношении лицензиатов — образовательных учреждений, подающих заявление о предоставлении, либо переоформлении лицензии.

«В связи с вступлением в действие Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 19.10.2011) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон) просим дать разъяснение по вопросу возможности и обязанности проведения лицензирующим органом внеплановых выездных проверок лицензиатов при подаче ими заявления на переоформление лицензии.

Пунктом 2 статьи 19 Закона предусмотрено, что в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, в случаях, предусмотренных статьями 13 и 18 настоящего Федерального закона, лицензирующим органом проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверок без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.

Статья 18 Закона регулирует вопросы порядка переоформления лицензии.

Статья 19 Закона регулирует вопросы порядка организации и осуществления лицензионного контроля.

Согласно части 2 указанной статьи Закона, в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, в случаях, предусмотренных статьями 13 и 18 настоящего Федерального закона, лицензирующим органом проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.

Согласно части 3 указанной статьи Закона, в соответствии с частью 2 настоящей статьи [статьи 19] основанием для проведения проверки соискателя лицензии или лицензиата является представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии.

Согласно части 5 указанной статьи Закона, предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 18 настоящего Федерального закона, являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям.

Между тем, подпунктом 3) пункта 4 статьи 1 Закона предусмотрено, что особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления и возобновления действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление следующих видов деятельности, а именно:

3) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»).

В свою очередь, пунктом 1 статьи 33 Закона РФ «Об образовании» установлено, что Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации. Таковым является «Положение о лицензировании образовательной деятельности», утвержденное Постановлением Правительства РФ № 174 от 16.03.2011 г.

Согласно п. 19 указанного Положения, при рассмотрении вопроса о предоставлении лицензии или переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в случаях, предусмотренных подпунктом 1) пункта 9 статьи 33.1 Закона Российской Федерации «Об образовании», лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии или лицензиате, содержащихся в представленных соискателем лицензии или лицензиатом заявлении и документах, возможности выполнения ими лицензионных требований и условий. Указанная проверка проводится в документарной форме на основании сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии или лицензиатом заявлении и документах, а также на основании сведений, полученных лицензирующим органом от иных органов исполнительной власти.

Таким образом, из сопоставления ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Закона РФ «Об образовании» и «Положения о лицензировании образовательной деятельности», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 174 от 16.03.2011 г., усматривается противоречие в части проведения исключительно документарной формы проверки или же возможности или обязательности проведения выездной внеплановой проверки лицензиата, при подаче им заявления на переоформление лицензии.

В связи с изложенным, просим разъяснить, могут и должны ли проводиться лицензирующим органом внеплановые выездные проверки в отношении лицензиатов — образовательных учреждений, подающих заявление о переоформлении лицензии».

В соответствии с нашим запросом было получен ответ от Рособрнадзора, в котором, в частности, говорится:

«К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона; № 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2–10 статьи 19 Федерального закона № 99-ФЗ».

Так же для разъяснения ряда вопросов о проведении плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок Росбрнадзором были подготовлены и направлены в лицензирующие органы субъектов РФ методические рекомендации по организации и проведению контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.

12s

Поскольку и в ответе МААШ, и в методических рекомендациях Рособрнадзора основанием для проведения проверок указывается часть 2–10 ст.19 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», из этого следует сделать четкий вывод о возможности внеплановых выездных проверок при, проводимых без согласования с органами Прокуратуры образовательных учреждений, подавших документы о предоставлении, либо переоформлении лицензии.

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях унификации применения нормативных правовых актов, определяющих организацию и осуществление контроля за соблюдением лицензионных требований. В документе четко обозначены следующие вопросы.

  • Перечень нормативно-правовых актов, которыми должны руководствоваться лицензирующие органы при проведении плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок.
  • В каких случаях предусмотрено приостановление, возобновление, прекращение действия и аннулирование лицензии.
  • Каковы основания для включения учебной организации в план проведения проверок на соответствующий календарный год.
  • Полномочия лиц, осуществляющих проведение проверки, эксперты и экспертные органы.
  • Перечень оснований проведения внеплановой выездной проверки по лицензионному контролю без согласования с органами прокуратуры. Подробное описание лицензионных условий. Оформление результатов проверки (даны примерные формы экспертного заключения и акта проверки).
  • Меры по усилению контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.

 

Продолжим. Что еще нового произошло за период после нашей с Вами встречи на Конференции в Сочи?

 

Российским союзом автостраховщиков (РСА) разработаны, согласованы с ГУ ОБДД МВД РФ и направлены в Министерство образования и науки РФ «Методические рекомендации по оформлению документов о ДТП без участия сотрудников полиции». Минобрнауки предложено включить эту тему в примерные программы подготовки водителей транспортных средств.

Сейчас Европротоколом пользуются незначительное число (всего 4%) водителей, при этом ожидание прибытия ГИБДД на место ДТП считается одной из причин образования пробок. С помощью новой методики, которая разрабатывалась в течение года, РСА планирует популяризировать практику самостоятельного оформления ДТП среди будущих водителей.

Это возможно сделать, если сумма ущерба не превышает 25000 руб. Автовладельцы без участия ГИБДД определяют виновника аварии и рисуют схему происшествия. Затем извещения о ДТП направляют в страховые компании, которые принимают решение о выплате.

Специалистами МААШ проведена экспертная оценка представленного документа.

В методике подробно разъясняется, к примеру, что нужно фотографировать на месте ДТП: общий план, следы торможения, обломки деталей и т. д. Отдельным пунктом описаны нюансы при общении водителей. Так, РСА рекомендует водителям «успокоиться и трезво оценить обстановку на месте ДТП», «дать возможность участникам ДТП высказаться и только после этого излагать свою позицию». «При попытках запугивания, наличии агрессивного или неадекватного поведения других участников следует прекратить переговоры и вызвать сотрудников ГИБДД»,— рекомендуют в РСА. Обратиться в полицию лучше и в том случае, если «есть подозрение в том, что второй участник находится в состоянии опьянения». Поэтому мы рекомендуем использовать предложенные Методические рекомендации в учебном процессе.

 

Далее. Один из вопросов, который мы поднимали на конференции в Сочи – о необходимости квалификационных требований к экзаменаторам.

Межрегиональная ассоциация автошкол (МААШ) совместно с НИЦ ГИБДД провела Всероссийский опрос образовательных организаций и учреждений сферы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств по вопросу совершенствования квалификационных требований к сотрудникам Госавтоинспекции, осуществляющим прием экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, порядку их подготовки и переподготовки. В результате которого сложился своеобразный «портрет» идеального экзаменатора.

14s

Таким образом, суммируя результаты проведённого опроса руководителей образовательных учреждений, занимающихся подготовкой и переподготовкой водителей транспортных средств, по требованиям к экзаменаторам, проводящим квалификационные экзамены в ГИБДД на право управления транспортными средствами, можно сделать следующие выводы:

  • По мнению профессионального сообщества сферы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств, экзаменатор может быть допущен к приёму квалификационных экзаменов в возрасте не менее 30 лет, с высшим или средним профессиональным образованием, имеющий водительское удостоверение той категории, по которой проводится экзамен с водительским стажем не менее 5 лет и имеющий свидетельство на право обучения вождению автомобиля.
  • Экзаменатором не имеет права быть или должен быть переведён в другую службу сотрудник ГИБДД, систематически нарушающий ПДД или лишённый права управления транспортным средством.
  • В службе ГИБДД должна быть организована система специальной подготовки и периодического повышения квалификации экзаменаторов, проводящих квалификационные экзамены в ГИБДД на право управления транспортными средствами.
  • Низкое качество подготовки водителей лежит в основе высокой аварийности на дорогах России. Основная причина плохой подготовки водителей являются низкие требования, предъявляемые к кандидату в водители на квалификационных экзаменах. Причин этого две: качество методики проведения квалификационных экзаменов и квалификация экзаменаторов.
  • Качество управления автомобилем в реальных условиях движения экзаменатор определяет экспертным методом. Точность экспертных оценок зависит от квалификации, которая приобретается путем специальной подготовки и повышается по мере приобретения опыта управления автомобилем. Не менее важен и жизненный опыт. Поэтому экзаменатор не может быть молодым, должен приобрести опыт управления автомобилем, пройти специальную подготовку и продемонстрировать свое умение на экзамене.
  • Очевидно, что экзаменатор должен демонстрировать безопасное поведение в дорожном движении.
  • Проведенный опрос подтвердил изложенное выше. Это означает, что назрела серьезная реформа системы проведения квалификационных экзаменов. Опыт ЕС показывает, что интенсивный рост безопасности дорожного движения начался после принятия решений, направленных на повышение качества подготовки экзаменаторов и методики приема экзаменов в реальных условиях движения.

И, наконец, о вопросе, который в последнее время будоражит умы всех представителей сферы автоподготовки – это проект Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений

Почему так важен сегодня этот документ?

Потому что, как уже отмечалось, квалификационные экзамены в ГИБДД на сегодняшний день – это единственный рычаг, который может выправить сложившуюся ситуацию в автоподготовке. При этом новая методика должна отражать современный уровень требований, предъявляемых к кандидату в водители, быть научно обоснована и базироваться на объективных показателях качества управления автомобилем.

Безусловно, необходимо единство требований к перечню документов, представляемых заявителем для получения права на управление транспортным средством, поскольку прием квалификационных экзаменов на право управления автомобилем – средством повышенной опасности – без документального подтверждения прохождения заявителем подготовки в объеме соответствующих программ недопустим;

Возможно ли сегодня выпустить регламент, отражающий этим требованиям, когда не вышел Закон «О БДД», а Постановление Правительства 1396 явно устарело и содержит спящие нормы.

В первоначальном проекте данного документа предполагалось действие одновременно двух различных методик: выполнение 3-х из 5-ти упражнений на закрытой от движения площадке и 12-ти упражнений на автоматизированном автодроме. Затем остро встал вопрос о выработке единой методики, как для закрытой площадки, так и для автоматизированного автодрома.

 

МААШ провела Всероссийский опрос независимого мнения профессионального большинства о том, какие упражнения целесообразно включить в новую методику. И мы сегодня подводим его итоги. Первым результатом можно считать такой своеобразный «рейтинг упражнений»:

  • «Остановка и трогание на подъеме» — 97,5%
  • «Въезд в бокс» — 95%
  • «Параллельная парковка задним ходом» — 92%
  • «Змейка» — 90%
  • «Разворот» — 73%
  • «Проезд регулируемого перекрестка» — 68%
  • «Старт» — 45%
  • «Финиш» — 43%
  • «Проезд пешеходного перехода» — 35%
  • «Аварийная остановка» — 32%
  • «Повороты на 90 градусов» — 31%
  • «Проезд нерегулируемого железнодорожного переезда» — 30%
  • «Полоса разгона» — 25%

Так же был предложен еще ряд вопросов и вот каковы результаты.

 

В Оргкомитет Всероссийского семинара поступило большое количество вопросов, отзывов и предложений по проекту Административного регламента. В рамках работы дискуссионного клуба Семинара состоялось обсуждение проекта новой методики приема квалификационных экзаменов. Итоги этой работы будут обязательно направлены в адрес разработчиков.

В связи с тем, что проектом Административного регламента предусмотрена работа исключительно с физлицами – необходимо ставить вопрос о том, что введение Административного регламента целесообразно только после принятия и вступления в силу новой редакции Федерального закона «О безопасности дорожного движения», когда законодательно будет отменена самоподготовка. В противном случае автошколы ждет вторая большая волна кризиса, поскольку ценность свидетельства об окончании автошколы «обнулится», а процедура получения лицензий для большинства автошкол перестанет быть необходимой.

Безусловно, нельзя решить все вопросы в рамках одного документа. Поэтому, по всей видимости. Это переходный вариант.

Сегодня нам необходимо ставить вопрос о выработке и принятии на государственном уровне долгосрочной концепции реформирования системы подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами.

22s

Для выработки долгосрочной концепции необходимо сформировать Всероссийский экспертный Совет по организации и координации основных направлений реформирования системы подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами. Включить в состав Совета представителей профессиональной общественности, научного сообщества и профильных государственных ведомств.

Основными задачами деятельности Совета определить:

  • Объективный анализ и оценку существующей ситуации;
  • Разработку и внесение на рассмотрение в органы государственной власти, концепции реформирования системы подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами;
  • Разработку и внесение на рассмотрение в органы государственной власти новых, основанных на принятой концепции, проектов нормативно-правовых актов, регулирующих сферу подготовки и допуска водителей к участию в дорожном движении;
  • Объединение усилий государственных органов и общественных организаций для достижения поставленных целей.
  • Информационное сопровождение деятельности Совета.

По итогам работы семинара нам необходимо обратиться в профильные государственные ведомства с предложением поддержать создание Всероссийского экспертного Совета по организации и координации основных направлений реформирования системы подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами и делегировать своих представителей для участия в работе Совета.

Диалог с органами государственной власти уже начался. За последнее время был проведен целый ряд встреч и «круглых столов» представителей общественности с различными органами государственной власти:

 

23 ноября в МВД России состоялась рабочая встреча заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковника полиции Виктора Кирьянова с председателем Межрегиональной ассоциацией автошкол Т. В. Шутылевой, в которой приняли участие Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Российской Федерации Виктор Иванович Нилов, ведущие спортсмены России.

Участники встречи обсудили ряд проблемных вопросов, касающихся подготовки кандидатов в водители. Речь шла, прежде всего, о нормативно-правовом обеспечении этого процесса, особенностях лицензирования образовательных учреждений, контроле за качеством подготовки будущих водителей.

Стороны договорились о выработке общей стратегии действий по совершенствованию системы подготовки водителей различных категорий, в том числе граждан с ограниченными возможностями.

  • 8 февраля г. в Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России состоялась рабочая встреча с первым заместителем начальника ГУ ОБДД В. В. Швецовым;
  • 28 февраля в г. Казани в рамках II Международной научно-практической конференции состоялся «круглый стол» по проблеме «Обеспечение безопасности жизнедеятельности на дорогах»;
  • 13 марта в Отраслевом Научно-Методическом Центре Министерства транспорта РФ состоялась рабочая встреча по вопросу выработки долгосрочной концепции реформирования системы подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами;
  • 14 марта в Главном управлении по безопасности дорожного движения МВД России при участии представителей Рособрнадзора, Минтранса и Минобрнауки России, прошло совещание по рассмотрению требований к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку (переподготовку) водителей транспортных средств в соответствии с решением Правительственной комиссии по безопасности дорожного движения от 13 февраля 2012 года.

 

Мы надеемся на продолжение диалога, на поддержку всеми государственными органами идеи создания Всероссийского экспертного Совета и на активную совместную работу.

И, я думаю, что, объединив наши усилия, мы сможем достичь и повышения качества подготовки начинающих водителей, и снижения уровня аварийности на дорогах страны!

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам 8-(499)-159-7679 или 8-(499)-159-7545, а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика