Google Translate

Электронный вестник МААШ

Подпишитесь на "Электронный вестник МААШ" - бесплатное приложение к журналу "Вестник автошкол Автопросвещение".

E-mail:
Имя:
 

Поиск по сайту

dezurniy 

 

Противоречия нормативно-правовых документов в системе самостоятельной подготовки граждан к управлению транспортными средствами

Ведущий научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения, доктор медицинских наук, Леонид Игоревич Дежурный

 

В последнее время много споров и дискуссий вызывает новая программа подготовки водителей транспортных средств по вопросам первой помощи. Целью данного сообщения является разъяснение имеющихся в программе нововведений и ответы на накопившиеся вопросы.

Для начала необходимо определиться, что же такое первая помощь. Первая помощь – это вид помощи, которая оказывается пострадавшим и больным на догоспитальном этапе лицами, не имеющими медицинского образования, до прибытия на место происшествия скорой медицинской помощи. Она включает в себя комплекс простейших мероприятий направленных на устранение развивающиеся в организме ранних нарушения и направлена на то, чтобы не дать пострадавшему погибнуть до прибытия скорой медицинской помощи.

К сожалению, нечеткость формулировок и неоднозначность понимания объема первой помощи приводит к не всегда правильному употреблению этого термина, что в свою очередь приводит к путанице понятий. В частности, термин первая помощь иногда употребляется в описании помощи оказываемой медицинскими работниками, что создает впечатление того, что мероприятия первой помощи должны выполняться только профессионалами медиками. На самом деле врачи и средние медицинские работники будучи очевидцами происшествия могут оказывать первую помощь, но тогда их действия и объем оказываемой помощи не будут отличаться от помощи оказываемой немедиками. Первая помощь может оказываться и сотрудниками скорой медицинской помощи, в случае если она не была оказана до их прибытия. В этом случае они после оказания первой помощи сразу будут приступать к мероприятиям медицинской помощи, т. е. к своим обязанностям.

Правильная терминология и участники первой помощи были определены Федеральным Законом № 267-ФЗ от 25 ноября 2009 года «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым была введена статья 19.1. «Оказание первой помощи». Согласно этой статье:

«Первая помощь оказывается гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, до оказания медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными ее оказывать по закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку (сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, водителями транспортных средств и другими лицами).

Примерные программы учебного курса, предмета, дисциплины по оказанию первой помощи, а также перечень мероприятий по оказанию первой помощи разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения».

Указывая водителей транспортных средств в качестве участников первой помощи, государство тем самым уполномочивает эту категорию граждан на оказание помощи и возлагает надежду на проявление со стороны водителей социальной активности.

Оказание первой помощи является очень важным моментом для сохранения жизни и здоровья пострадавших. Связано это с тем, что ни какая система оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе не в состоянии обеспечить мгновенное прибытие машины скорой медицинской помощи на место происшествия и в этот короткий промежуток времени у пострадавшего могут развиться тяжелые и даже необратимые нарушения в организме.

Оказание первой помощи способно устранить или минимизировать некоторые ранние осложнения травмы и поддержать жизнь пострадавшего до прибытия бригады скорой медицинской помощи.

Таким образом оказание первой помощи является серьезной государственной задачей, которая решается за счет создания условий для оказания первой помощи широким кругом лиц – сотрудниками ГИБДД, МВД, спасателями МЧС, гражданами и, в том числе, водителями транспортных средств.

Рассмотрим, какие нормативные документы регулируют оказание первой помощи водителями транспортных средств.

Как уже говорилось выше водители статьей 19.1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в числе прочих уполномочиваются на оказание первой помощи. Кроме того, водители обязаны оказывать первую помощь пострадавшим на основании п. 2.5 Правил дорожного движения. Согласно этому пункту водитель, причастный к ДТП, обязан:

«…принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение,…».

Кроме того, для водителей предусмотрена и ответственность за неоказание первой помощи. В случае невыполнения обязанностей, связанных с ДТП, предусмотренных п. 2.5 Правил дорожного движения РФ, в том числе в случае неоказания первой помощи пострадавшим, водителю грозит привлечение к административной ответственности и наказание в виде административного штрафа. Надо отметить, что такая мера в настоящее время не применяется.

В случае если водитель причастный к ДТП, заведомо оставил без помощи пострадавшего, находящегося в беспомощном состоянии, он может быть привлечен к уголовной ответственности согласно ст. 125 «Оставление в опасности» Уголовного кодекса РФ. Данная норма применима, если водитель покинул место ДТП, осознавая опасность состояния пострадавшего для жизни и здоровья и невозможность получения им помощи, например, в безлюдной сельской местности.

Однако законодательство предусматривает для водителей, оказавших первую помощь и «поощрения». В случае решения в суде вопроса о привлечении водителя к ответственности за причинение вреда жизни или здоровью в результате ДТП, оказание первой помощи пострадавшему учитывается как обстоятельство, смягчающее наказание (п. 2 ч. 1 ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях; п. «к» ч. 1 ст. 61 Уголовного Кодекса РФ). Так, за причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью в результате ДТП ст. 12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено альтернативное наказание. На усмотрение суда причинителю вреда может быть назначено наказание в виде штрафа или лишения права управления транспортным средством (ст. 12.24. Кодекса РФ об административных правонарушениях). Факт оказания первой помощи пострадавшему будет способствовать назначению более мягкого наказания, то есть штрафа. В случае причинения в результате ДТП тяжкого вреда здоровью наступает уголовная ответственность, для смягчения которой также важную роль играет принятие водителем мер по оказанию первой помощи.

В свете вышеуказанных норм водитель должен помнить, что оказание первой помощи приносит пользу не только пострадавшему снижая медицинские последствия ДТП, но и работает в пользу самого водителя при дальнейшей оценке последствий ДТП.

Одним из важнейших факторов, ограничивающих участие водителей в оказании первой помощи является опасение привлечения к ответственности в случае ошибки в ходе оказания первой помощи и неумышленного причинения вреда пострадавшему. Действующее российское законодательство в этом случае защищает человека, оказывающего первую помощь. В связи с тем, что жизнь человека провозглашается высшей ценностью, сама попытка водителя защитить эту ценность ставится выше возможной ошибки в ходе оказания первой помощи, так как дает человеку шанс на выживание. Поэтому уголовное и административное законодательство не признают правонарушением причинение вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности или правам данного лица, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами (ст. 39 «Крайняя необходимость» Уголовного кодекса РФ; ст. 2.7 «Крайняя необходимость» Кодекса РФ об административных правонарушениях). В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют судебные прецеденты привлечения к юридической ответственности за неумышленное причинение вреда в ходе оказания первой помощи.

Решен для водителей и вопрос оснащения для оказания первой помощи. Каждый водитель согласно п. 7.7 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортного средства должен постоянно иметь в транспортном средстве аптечку первой помощи (автомобильную) с не истекшим сроком годности. Состав аптечки первой помощи (автомобильной) утвержден на федеральном уровне приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации «Об утверждении состава и рекомендаций по применению аптечки первой помощи (автомобильной)» N 325 от 20.08.1996, в редакции приказа Минздравсоцразвития России N 697н от 08.09.2009. Надо отметить, что на сегодняшний день автомобильная аптечка – единственная аптечка первой помощи, состав которой утвержден Министерством здравоохранения.

Также для водителей приказом Минобрнауки России от 18 июня 2010 г. N 636 «Об утверждении примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий» утверждена новая программа подготовки по первой помощи. Надо отметить, что новая программа не является чем-то новым и неожиданным. Требования к водителям оказывать помощь пострадавшим в ДТП появились в Правилах дорожного движения уже в 1948 году и в различных формулировках присутствовали во всех последующих редакциях. Новая 24-часовая программа сменила действующую ранее 25-часовую и основные изменения в ней были обусловлены только лишь приведением программы в соответствие концепции первой помощи, разрабатываемой Минздравсоцразвития России, и новому составу автомобильной аптечки.

Таким образом, новая программа по первой помощи эволюционно сменила старую. Тем не менее она вызвала негативную реакцию среди руководителей автошкол. Проведенное анкетирование 78 представителей организаций, ведущих подготовку водителей автотранспорта, из почти 50 регионов Российской Федерации показало, что более половины руководителей относятся к новой программе негативно. При оценке по пятибалльной системе из 66 анкет, где был дан ответ на вопрос по оценке программы, ответы распределились следующим образом: «1» – 9 (13%), «2» — 15 (23%), «3» — 17 (26%), «4» — 17 (26%), «5» – 8 (12%). Кроме того, 45 (58%) опрошенных считают, что требования к автошколам в новой программе неоправданно завышены.

В чем же может заключаться «завышение» требований. Во-первых, это может быть связано с требованиями по техническому оснащению, необходимому для обучения первой помощи, которые появились в программе впервые. На основании этих требований автошколы должны быть оснащены комплектом тренажеров-манекенов и другими средствами, что потребует от руководства дополнительных финансовых вложений. Как показало проведенное анкетирование в настоящее время технические и наглядные средства обучения в большинстве автошкол представлены плакатами и аптечками (77 (99%) и 70 (90%) автошкол). Манекенами оснащено менее половины автошкол (35 (45%), причем современными качественными манекенами производства ведущих фирм оснащено всего 3 (4%) автошколы. Следовательно, большинству автошкол будет необходимо приобрести оборудование, которое до настоящего времени в учебном процессе не использовалось. Однако, обучение первой помощи (а это практические действия на месте происшествия) невозможно провести без при-обретения навыков с использованием манекенов и средств для оказания первой помощи, также как и нельзя обучить вождению без автомобиля.

Во-вторых, «завышение» требований может заключаться в том, что новая программа, вступая в действие, требует от руководства автошкол одномоментного изменения подготовки водителей по первой помощи, что достаточно непросто. Для этого нужно переподготовить преподавателей первой помощи, закупить оборудование, изменить учебный план и др. Невыполнение требований в срок грозит санкциями со стороны проверяющих органов и даже лишением (не продлением) лицензии. В этом вопросе на первом этапе внедрения программы важным является лояльность лицензирующих органов, позволяющая автошколам не нарушая свою деятельность и учебный процесс привести подготовку по первой помощи в соответствие с требованиями программы. Выполнять новую программу необходимо еще и потому, что на основании требований Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам повышения безопасности дорожного движения 6 августа 2009 г. «Правительство РФ должно разработать и реализовать комплекс мер, направленных на обучение кандидатов в водители приемам оказания доврачебной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, а также рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в правила сдачи квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, предусматривающих введение обязательного практического экзамена по оказанию доврачебной помощи на месте дорожно-транспортного происшествия». В настоящее время в Минздравсоцразвития России эти вопросы прорабатываются и после введения полноценного экзамена по первой помощи при получении водительского удостоверения, автошколам придется обеспечить полноценную подготовку кандидатов в водители по первой помощи для успешной сдачи экзамена. Проведенный опрос показал подавляющее большинство опрошенных 62 (80%) высказались против проведения практического испытания по первой помощи на экзамене в ГИБДД. Связано это вероятнее всего с тем, что автошколам придется коренным образом менять подготовку по первой помощи, т. к. 28 (35%) руководителей автошкол считают, что их выпускники в настоящее время не смогут качественно оказать первую помощь, а 25 (32%) затруднились с ответом на этот вопрос. Таким образом, данные опроса говорят о низкой оценке руководителями автошкол уровня подготовки по первой помощи своих выпускников.

При этом позитивным моментом является то, что большинство руководителей автошкол, несмотря на дополнительные трудности, возникающие у них при полноценном выполнении новой программы, в целом положительно относятся к первой помощи. Из опрошенных руководителей 48 (62%) считают, что за счет более качественного оказания первой помощи при ДТП силами подготовленных водителей автотранспорта возможно уменьшение количества погибших на дорогах нашей страны.

В заключении необходимо сказать о том, что внимание к развитию первой помощи в стране все больше растет. Утверждаются новые нормативные акты, программы обучения, составы аптечек первой помощи и т. д. Процесс этот социально важный и будет поступательно воплощаться органами власти. Важно только не допустить негативных моментов и обеспечить плавное, эволюционное внедрение нововведений, позволяющее сделать это максимально безболезненно как для автошкол, так и для кандидатов в водители.

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам 8-(499)-159-7679 или 8-(499)-159-7545, а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика