Google Translate

Электронный вестник МААШ

Подпишитесь на "Электронный вестник МААШ" - бесплатное приложение к журналу "Вестник автошкол Автопросвещение".

E-mail:
Имя:
 

Поиск по сайту

shutileva 

 

Актуальные вопросы реформирования системы подготовки водителей транспортных средств

Президент МААШ, Татьяна Вячеславовна Шутылева

 

Уважаемые коллеги, дорогие друзья! Разрешите от имени огркомитета поприветствовать всех участников и гостей Восьмого Всероссийского семинара-совещания руководящих работников автошкол!

В работе семинара совещания принимают участие 280 представителей из 47 регионов России, а так же международные делегации, представляющие Венгрию и Молдавию.

В работе семинара-совещания участвуют представители крупнейших общественных объединений России, в частности, ФОАШ, ДОСААФ, ВОА, ДОСВАМ, РАПТО, Ассоциации автошкол Москвы, Московского регионального союза, Удмуртской региональной ассоциации, ассоциации Юношеских автомобильных школ России, Федерации автошкол республики Татарстан, Объединение автомобильных школ Урала.

С нами вместе работают представители министерств и ведомств, курирующих подготовку водителей транспортных средств: Министерства образования и науки России, Департамента Обеспечения Безопасности Дорожного Движения, Министерства транспорта России, Министерства здравоохранения и социального развития.

Тема нашей сегодняшней встречи – «Актуальные вопросы реформирования системы подготовки водителей транспортных средств. Проблемы и перспективы развития».

 

Уважаемые коллеги! Мы благодарим всех Вас за активное сотрудничество при подготовке к семинару, за присланные вопросы и предложения, за активное участие в двух всероссийских опросах образовательных учреждений. Сегодня мы вместе с Вами проанализируем события, происходящие в сфере подготовки водителей, попробуем дать им оценку, и в конечном итоге вынесем свои предложения и рекомендации по актуальным вопросам подготовки и переподготовки водителей транспортных средств.

В течении 2010 г. интенсивно менялась законодательная база в сфере подготовки и допуска к участию в дорожном движении водителей транспортных средств.

8-го октября приказом Минобрнауки № 636 от 18 июня введены в действие новые примерные программы подготовки водителей транспортных средств различных категорий. Надо отметить, что это, фактически, первые примерные программы подготовки водителей, прошедшие регистрацию в Минюсте.

Одновременно действие предыдущих примерных программ было отменено приказом Минобрнауки № 1019 от 13 октября 2010 г. « О признании утратившим силу приказа Министерства образования и науки РФ от 30 сентября 2008 г. № 278 „О введении в действие Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий“.

Сделав анализ новых Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий, хочется выделить следующее:

  1. В новых Примерных программах полностью отсутствует пояснительная записка, которая в предыдущих программах регулировала такие нормы, как требования к организации учебного процесса (учебные группы до 30 чел, час академический, астрономический), права и обязанности организации, осуществляющих подготовку водителей, требования к кадровому обеспечению образовательного процесса.

  2. Внесены изменения в тематический план предмета: „Основы законодательства в сфере дорожного движения“:

    • Изменено название раздела 2 (слово „документы“ заменено на слово „акты“).
    • Изменено название темы 16.
  3. Внесены изменения в тематический план предмета „Основы безопасного управления транспортным средством“:

    • В разделе 1 „Психологические основы безопасного управления транспортным средством“ добавлено практическое занятие по темам 1—3 (2 ч.)
    • В разделе 2 „Основы управления транспортным средством и безопасность движения“ на тему 7 „Техника управления транспортным средством“ отведено 2 ч. (вместо ранее 3-х), на тему 8 „Действия водителя при управлении транспортным средством“ — 1 ч. (вместо ранее 2 ч.).
  4. Внесены изменения в тематический план обучения вождению транспортного средства:

    • В разделе „Первоначальное обучение вождению“ в теме 4 добавлено изучение тем „проезд перекрестка и железнодорожного переезда“.
    • Внесены контрольные занятия № 1, 2, 3.
  5. Внесены изменения в перечень учебных материалов и технических средств обучения. Так, в соответствии с этим перечнем теперь необходимо иметь:

    • компьютер с программным обеспечением
    • средства отображения информации (проектор с экраном, и/или телевизор, и/или монитор).
    • методические рекомендации по организации образовательного процесса, утвержденные руководителем образовательного учреждения

 

Для организации образовательного процесса по новым примерным программам рекомендуется обратить внимание на то, что журналы и бланки должны быть приведены в соответствие с программами. В частности:

  • учебный план и расписание занятий,
  • свидетельство об окончании автошколы,
  • индивидуальная книжка учета вождения,
  • журнал учета занятий по подготовке водителей соответствующей категории.

Самую оживленную дискуссию, безусловно, вызвало новое содержание раздела „Первая помощь“.

В новых программах введен перечень учебных материалов по предмету „Первая помощь“. При этом оборудование, представленное в перечне, рассчитано на учебную группу из 16 человек. Таким образом. Если группа состоит из 30 человек, то потребуется 2 комплекта перечисленного оборудования.

Наименования учебных материалов Единица измерения Коли-
чество
1 2 3 4
1. Оборудование
1.1. Тренажер — манекен взрослого пострадавшего (голова, торс, конечности) с выносным электрическим контролером для отработки приемов сердечно-легочной реанимации. комплект 1
1.2. Тренажер — манекен взрослого пострадавшего (голова, торс) без контролера для отработки приемов сердечно-легочной реанимации. комплект 1
1.3. Тренажер — манекен взрослого для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей. комплект 1
1.4. Расходный материал для тренажеров (запасные лицевые маски, запасные „дыхательные пути“,— пленки с клапаном для проведения искусственной вентиляции легких). комплект 20
1.5. Мотоциклетный шлем. штук 1
2. Расходные материалы
2.1. Аптечка первой помощи (автомобильная). комплект 8
2.2. Табельные средства для оказания первой помощи:
  • Устройства для проведения искусственной вентиляции легких: лицевые маски с клапаном различных моделей. Средства для временной остановки кровотечения — жгуты.
  • Средства иммобилизации для верхних, нижних конечностей, шейного отдела позвоночника (шины)
  • Перевязочные средства (бинты, салфетки, лейкопластырь).
комплект рекомендуе-
мый
1
2.3. Подручные материалы, имитирующие носилочные средства, средства для остановки кровотечения, перевязочные средства, иммобилизирующие средства. комплект 1
3. Учебные пособия**
3.1. Учебные пособия по первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях для водителей. комплект 18
3.1.1 Учебные фильмы по первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. комплект 1
3.2. Наглядные пособия: способы остановки кровотечения, сердечно-легочная реанимация, транспортные положения, первая помощь при скелетной травме, ранениях и термической травме. комплект 1
4. Оснащение
4.1. Видеопроектор. шт. 1
4.2. Экран для показа учебных фильмов. шт. 1
4.3. Персональный мультимедийный компьютер. шт. 2

Весьма неожиданными стали результаты Всероссийского опроса по проблеме оборудования по предмету „Первая помощь“. Образовательным учреждениям было предложено выбрать из перечня материально-те6хнических средств те, которые, на их взгляд, являются необходимыми и достаточными для качественной подготовки водителей. Все перечисленные в программах материалы вошли в этот перечень. И вот что выяснилось: 65% опрошенных считают, что перечисленные наглядные средства обучения необходимы в образовательном процессе.

20-го ноября вступили в действия изменения в Правила дорожного движения.

С 20 ноября введены в действие новые экзаменационные билеты для проведения квалификационных экзаменов в ГИБДД.

Приняты и вступили в действие примерные программы подготовки водителей транспортных средств различных категорий, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов. Приказ Минобрнауки № 866 от 18 августа 2010 г.

Приказ был опубликован в бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 15 ноября. Таким образом, 25 ноября программы вступили в действие.

Министерством образования и науки выпущено письмо за № ИБ-262/12 от 11 ноября 2010 г. „Об оказании содействия при лицензировании программ подготовки водителей со спецсигналами“, в котором, в частности, говорится „…просим ускорить процесс рассмотрения заявлений на лицензирование образовательной деятельности по указанной новой образовательной программе и оказать содействие в получении лицензий“.

В Госдуму на рассмотрение внесен проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон „О безопасности дорожного движения“. В настоящее время законопроект находится в профильных комитетах на согласовании. На конференции в Сочи мы уже говорили о том, что некоторые пункты законопроекта затрагивают вопросы непосредственно подготовки и допуска водителей к участию в дорожном движении. Напомню некоторые из них.

Из новой редакции закона полностью исключена такая норма, как самоподготовка. Чтобы узнать мнение широкой общественности по вопросу законодательной отмены так называемой „самоподготовки“, МААШ провела второй всероссийский опрос образовательных учреждений, и вот что удалось выяснить.

На вопрос „Считаете ли Вы целесообразным параллельное существование двух систем подготовки водителей в образовательных учреждениях и организациях, требования к которым постоянно повышаются, путем самоподготовки?“ 18% опрошенных ответили „ДА“, и подавляющее большинство – 82% — ответили „НЕТ“

 На следующий вопрос „Считаете ли Вы, что в процессе самоподготовки можно освоить программу подготовки водителей транспортных средств в полном объеме?“ голоса распределились „ДА“ — 17%, „НЕТ“ — 83%.

Далее. 75% опрошенных считают, что увеличение числа водителей, получивших водительское удостоверение после так называемой „самоподготовки“, вызывает рост числа ДТП, и 25% считают, что нет.

На вопрос „Считаете ли Вы правомерным предоставление автошколой учебного транспортного средства для приема экзаменов у лиц, сдающих квалификационные экзамены после самоподготовки?“

24% ответили „ДА“, и 76% — „НЕТ“.

При ответе на следующий вопрос выявилось, что 77% опрошенных считают самоподготовку формой недобросовестной конкуренции по отношению к образовательным учреждениям и организациям, имеющим соответствующую лицензию.

И, наконец, 82% уверены в целесообразности законодательной отмены так называемой „самоподготовки“.

С 1-го января вступил в действие Федеральный закон от 08.11.2010 № 293-ФЗ „О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования“, нормами которого вводится бессрочное лицензирование всех образовательных учреждений.

Основные изменения с этой целью внесены в Закон РФ „Об образовании“, в котором полностью изменилась статья 33 „Лицензирование образовательной деятельности“.

В п. 3 говорится, что „ положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством РФ“, но при этом и в Закон РФ „Об образовании“ включены многочисленные нормы, устанавливающие лицензионные требования и процедуру лицензирования. Четко определены процедуры выдачи и исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений.

На образовательные учреждения возложена обязанность создания и ведения своих сайтов в сети „Интернет“, и определен перечень размещаемой на сайте информации, включая сведения о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам финансового года, образец договора об оказании платных образовательных услуг с указанием стоимости платных образовательных услуг.

Изменены размеры пошлин за выдачу документов, связанных с процедурой лицензирования, в связи с чем внесены изменения в Налоговый кодекс РФ.

Для повышения ответственности образовательных учреждений внесены изменения в статью 19.20 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). За нарушение лицензионных требований граждане заплатят от 30 до 40 тыс. рублей, юридические лица – от 170 до 250 тыс. рублей. Лицензии на осуществление образовательной деятельности, выданные до дня вступления в силу закона, сохраняют свое действие до истечения указанного в них срока. Так же Законом установлен порядок переоформления действующих лицензий на осуществление образовательной деятельности на бессрочные.

Однако Положение о лицензировании, которое должно было бы выйти вслед за законом, до сих пор еще не принято, что значительно осложняет процесс получения лицензий. В лучшем случае лицензирующие органы предъявляют „старые“ требования, а в худшем – не принимают документы вообще. Безусловно, такая ситуация значительно осложняет процедуру лицензирования.

Теперь остановимся поподробнее на проекте Постановления Правительства РФ „Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности“.

Проект Постановления содержит следующие положения:

„18. Для получения лицензии, временной лицензии, переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, соискатель лицензии или лицензиат представляет в лицензирующий орган согласованное с учредителем заявление, к которому прилагаются необходимые документы“.

„22. Требовать от соискателя лицензии или лицензиата представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, запрещается“.

„29. При рассмотрении вопроса о предоставлении лицензии, о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящего Положения, лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии или лицензиате, содержащихся в представленных соискателем лицензии или лицензиатом заявлении и документах, возможности выполнения ими лицензионных требований и условий. Указанная проверка проводится в документарной форме на основании сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии или лицензиатом заявлении и документах, а также на основании сведений, полученных лицензирующим органом от иных органов исполнительной власти“.

Таким образом, проведение экспертизы при лицензировании образовательной деятельности не предусмотрено.

Однако давайте попробуем разобраться подробнее в этом вопросе и обратимся к пп. 37 и 38 проекта.

„37. При рассмотрении вопроса о предоставлении лицензии, временной лицензии или о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган в целях получения необходимых заключений и подтверждения сведений, представленных соискателем лицензии или лицензиатом осуществляет взаимодействие со следующими органами исполнительной власти:

а) с органом, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор, — в целях получения заключения о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, заявленных соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации санитарно-эпидемиологическим требованиям;

б) с органом, осуществляющим государственный пожарный надзор, — в целях получения заключения о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, заявленных соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации требованиям пожарной безопасности;

в) с органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, — в целях подтверждения сведений о наличии у соискателя лицензии или лицензиата в собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений и помещений, заявленных соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности;

г) с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, — в целях подтверждения сведений о государственной регистрации юридического лица, в целях подтверждения сведений о постановке соискателя лицензии или лицензиата на учет в налоговом органе.

38. Указанные в пункте 37 настоящего Положения органы исполнительной власти предоставляют сведения о соискателе лицензии или лицензиате по запросу лицензирующего органа в срок не превышающий:

а) 15 дней со дня получения запроса (в том числе направленного средствами факсимильной связи или в форме электронного документа) при рассмотрении вопроса о:

  • предоставлении лицензии;
  • переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящего Положения;

б) 4 дней со дня получения запроса (в том числе направленного средствами факсимильной связи или в форме электронного документа) в иных случаях.

Если в установленный срок сведения о соискателе лицензии или лицензиате не предоставлены указанными в пункте 37 настоящего Положения органами исполнительной власти, срок предоставления лицензии, временной лицензии или переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, приостанавливается на период до получения соответствующих сведений о соискателе лицензии или лицензиате“.

 

Прежде всего, необходимо отметить, что для осуществления межведомственного взаимодействия необходимо наличие регламента межведомственного взаимодействия Минобрнауки (Рособрнадзора) и других министерств и ведомств.

 

Выписку из ЕГРЮЛ о регистрации юридического лица выдает Федеральная налоговая служба (подпункт г) п. 37), выписку о зарегистрированных правах на недвижимое имущество выдает Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (подпункт в) пункта 37). Порядок получения таких сведений регламентирован соответствующими нормативно-правовыми актами, сроки направления ответа на запрос определены и составляют 5 рабочих дней в том и в другом случае (со дня получения запроса). Результатом ответа на запрос лицензирующего органа может быть либо положительный ответ о наличии сведения о соискателе в соответствующем реестре (информационной базе), либо отрицательный ответ об отсутствии таких сведений.

А вот получить ответ на запрос о том, соответствует ли соискатель лицензии санитарно-эпидемиологическим требованиям и противопожарным требованиям будет возможно, если в отношении соискателя ранее поводились проверочные мероприятия этими органами. Инициировать проверочные мероприятия в отношении соискателя лицензии лицензирующий орган не вправе, поскольку такие проверочные мероприятия могут быть проведены только с участием соискателя лицензии. Это отражено и в приказе

Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 (действующая редакция от 12.08.2010) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.07.2007 № 9866), и в приказе МЧС РФ от 01.10.2007 № 517 (действующая редакция от 22.03.2010) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.10.2007 № 10424). Причем сроки проведения экспертиз, установленные этими приказами намного превышают 15 дней.

Следовательно, запросы, направленные Минобрнауки (Рособрнадзором) в Роспотребнадзор и в органы ГПН не являются основанием для проведения экспертизы по установлению соответствия соискателя лицензии, необходимым для осуществления образовательной деятельности, если соискатель лицензии не обращался самостоятельно в Роспотребнадзор и органы ГПН.

Таким образом, положения проекта Постановления (п.п. 37, 38) являются тупиковым в части направления запроса лицензирующего органа в Роспотребнадзор и органы Госпожнадзора, поскольку этот запрос, скорее всего, повлечет лишь отрицательный ответ этих органов, в результате чего соискателю лицензии будет отказано по формальным основаниям из-за несоответствия его санитарно-эпидемиологическим и/или требованиям противопожарной безопасности.

Положительный ответ этих органов может быть получен только в случае, если соискатель лицензии предварительно самостоятельно обратился в органы Роспотребнадзора и органы Госпожнадзора с заявлением о выдаче заключения.

То есть соискателю необходимо предварительно самостоятельно обращаться в эти органы для получения заключения.

 

В настоящее время в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 1174-р Минобрнауки подготовлено «Положение „О подготовке и переподготовке водителей транспортных средств различных категорий“, которым предполагается установить, в том числе, и требования к учебно-материальной базе автошкол.

Чтобы понять, что на самом деле нужно автошколам для подготовки водителей, МААШ был проведен Всероссийский опрос образовательных учреждений.

Целью проведенного опроса было изучение мнения профессионального сообщества по вопросу применения материально-технических средств обучения в процессе подготовки водителей.

В опросе приняли участие 1830 ­образовательных учреждений и организаций, занимающихся подготовкой водителей транспортных средств. Опрашиваемым было предложено отметить те учебные материалы и ТСО, которые, по их мнению, являются необходимыми и достаточными для качественной подготовки водителей.

Предложенный в опросе перечень оборудования содержал всевозможные виды материально-технических средств обучения в соответствии с разделами примерных программ подготовки водителей.

 

1. Устройство и техническое обслуживание ТС

Наименование В разрезе Макет Стенд Пла-кат Интерактивное
мультимедийное
пособие
Двигатель с навесным оборудованием в сборе со сцеплением и коробкой передач; передняя подвеска и коробка передач          
Задний мост с тормозными механизмами и фрагментом карданной передачи          
Кривошипно-шатунный механизм          
Газораспределительный механизм          
Система охлаждения          
Система смазки          
Система питания          
Система зажигания          
Система электрооборудования          
Тормозная система          
Передняя подвеска и рулевое управление          
Колесо в сборе          
Принципиальные схемы устройства и работы систем и механизмов транспортных средств          
Учебно-наглядное пособие по устройству изучаемой модели легкового автомобиля (переднеприводного или заднеприводного)          
Виды и периодичность ТО          
Характерные неисправности и способы их устранения          

Гистограмма, иллюстрирующая результаты опроса приведена на рис. 1.

Рис. 1. Гистограмма распределения по видам ТСО, применяемых в автошколах при изучении устройства и технического обслуживания ТС.

Как можно видеть из рис. 1 большинство автошкол применяют мультимедийные ТСО. На втором месте находится применение плакатов. Таких автошкол почти в два раза меньше, чем тех, кто применяет мультимедийные ТСО, но они составляют почти треть всех опрошенных. Оставшиеся 22,9% используют макеты, стенды разрезы агрегатов. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что при общей тенденции к применению мультимедийных, более половины автошкол используют „старые“ ТСО.

 

2. По ПДД и основам безопасного управления ТС

Наименование Стенд Плакат Интерактивное
мультимедийное
пособие
Модели светофоров всех типов      
Доска магнитная со схемой населенного пункта      
Дорожные знаки      
Дорожная разметка      
Сигналы регулировщика      
Проезд перекрестков      
Маневрирование. Расположение ТС на проезжей части      
Скорость движения. Обгон, опережение, встречный разъезд      
Остановка и стоянка ТС      
Движение по автомагистралям, в жилых зонах, проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных ТС      
Проезд железнодорожных переездов      
Перевозка людей, грузов. Буксировка механических ТС      
Управление автомобилем в особых условиях      
Государственные регистрационные знаки, опознавательные знаки, предупредительные надписи и обозначения      
Техническое состояние и оборудование ТС      
Основы безопасности дорожного движения      
Психофизиологические основы деятельности водителя      
Основы саморегуляции психических состояний в процессе управления ТС      
Основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения      
Планирование поездки в зависимости от целей и дорожных условий движения      
Оценка опасности воспринимаемой информации, организация наблюдения в процессе управления ТС      
Оценка тормозного и остановочного пути. Формирование безопасного пространства вокруг ТС в различных условиях движения      
Техника управления ТС      
Действия водителя при управлении ТС      
Действия водителя в нештатных ситуациях      
Виды и причины ДТП      

 Гистограмма, иллюстрирующая результаты опроса приведена на рис. 2.

Рис. 2. Гистограмма распределения по видам ТСО, применяемых в автошколах при изучении ПДД и основ безопасного управления.

Как можно видеть из приведенной гистограммы тенденция к увеличению мультимедийных ТСО при изучении этих предметов проявляется сильнее, чем при изучении устройства ТС. Этими средствами пользуются 57,4% автошкол. Но автошколы, использующие стенды и плакаты составляют все же 42,6%.

 

3. Оказание первой помощи

Наименование Да Нет
Тренажер-манекен взрослого пострадавшего (голова, торс, конечности) с выносным электрическим контроллером для отработки сердечно-легочной реанимации    
Тренажер-манекен взрослого пострадавшего (голова, торс, конечности) без контроллера для отработки сердечно-легочной реанимации    
Тренажер-манекен взрослого пострадавшего для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей    
Расходный материал для тренажеров (запасные лицевые маски, запасные „дыхательные пути“, пленки с клапаном для проведения искусственной вентиляции легких)    
Мотоциклетный шлем    
Аптечка первой помощи (автомобильная)    
Табельные устройства для оказания первой помощи:
  • устройства для проведения искусственной вентиляции легких: лицевые маски с клапаном различных моделей;
  • средства для временной остановки кровотечения — жгуты;
  • средства иммобилизации для верхних, нижних конечностей, шейного отдела позвоночника (шины);
  • перевязочные средства (бинты, салфетки, лейкопластырь)
   
Подручные материалы, имитирующие носилочные средства, средства для остановки кровотечения, перевязочные средства, иммобилизирующие средства    
Учебные пособия по первой помощи пострадавшим в ДТП для водителей    
Учебное пособие „Сборник тестовых заданий по первой помощи с ответами“    
Учебное пособие „Алгоритмы первой помощи“    
Компьютерная тестовая программа по вопросам первой помощи для контроля знаний водителей на 18 рабочих мест    
Учебные фильмы по первой помощи пострадавшим в ДТП    
Наглядные пособия: способы остановки кровотечения, сердечно-легочная реанимация, транспортные положения, первая помощь при скелетной травме, ранениях и термический травме    

 На рис. 3. приведена гистограмма распределения ответов на вопрос об оборудовании, необходимом для преподавания предмета „Первая помощь“.

Рис. 3. Гистограмма распределения по видам ТСО, применяемых в автошколах при изучении методов оказания первой помощи пострадавшим при ДТП.

Как можно видеть из рис. 3 примерно треть автошкол не использует ТСО, предусмотренных Примерной программой. Это можно трактовать следующим образом. По всей вероятности в этих автошколах занятия по этому предмету не проводятся, а их курсанты проходят обучение в медицинских образовательных учреждениях. Если это так, то это можно рассматривать как будущую модель реализации обучения по оказанию первой помощи пострадавшим при ДТП.

 

4. Мультимедийное оборудование

Наименование Да Нет
Видеопроектор    
Экран для показа учебных фильмов    
Персональный мультимедийный компьютер    
Интерактивная доска    

На рис. 4 приведена гистограмма, иллюстрирующая результаты опроса. 

Рис. 4. Гистограмма распределения мнений руководителей автошкол о необходимости применения мультимедийных ТСО.

Как можно видеть из рис. 4 абсолютное большинство автошкол применяет или хочет применять мультимедийные ТСО.

На рис. 5 приведена гистограмма распределения положительных и отрицательных ответов между различными видами мультимедийных ТСО. Как можно видеть из рис. 5 высокая стоимость интерактивной доски привела к тому, что количество положительных ответов стало меньше 50%, в то время как по другим видам оно не меньше 80%.

Рис. 5. Распределение положительных и отрицательных ответов по видам мультимедийных ТСО.

 

5. Тренажеры

Наименование Да Нет
Тренажер первоначального обучения навыкам вождения    
Механические тренажеры (руль, педали, манипуляторы КПК)    
Электромеханические тренажеры (компьютерные)    
Аппаратно-программный комплекс тестирования и развития психофизиологических качеств водителя    

 

На рис. 6 приведена гистограмма распределения положительных и отрицательных ответов на вопрос о необходимости применения тренажеров.

Рис. 6. Гистограмма распределения положительных и отрицательных ответов на вопрос о применении тренажеров.

Как можно видеть из рис. 6 целесообразным считают применение тренажеров в образовательном процессе 40% опрошенных автошкол. Гистограмма распределения тренажеров по типам приведена на рис. 7.

Рис. 7. Гистограмма распределения применяемых тренажеров по типам.

Как можно видеть из рис. 7 тренажеры для обучения вождению различной сложности используются с практически одинаковой частотой. Это можно объяснить тем, что независимо от сложности конструкции эти тренажеры применимы только для выработки моторных навыков выполнения операций с органами управления. Поэтому сложность конструкции не влияет на эффективность применения тренажера.

Вызывает несомненный интерес то, что 33% опрошенных применяют тренажер для психофизиологического тестирования и тренировки психофизиологических качеств.

 

6. Оборудование для учебного вождения

Наименование Да Нет
Аппаратно-программный комплекс аудио- видеонаблюдения для учебного транспортного средства    
Автодром автоматизированный    
Автодром неавтоматизированный, оборудованный перекрестком, пешеходным переходом, железнодорожным переездом, дорожными знаками, светофорами    

Было задано два вопроса: об использовании автоматизированных автодромов, об использовании неавтоматизированных автодромов, имеющих оборудование, которое соответствует требованиям Примерной программы подготовки водителей. Гистограмма распределения ответов на вопрос об использовании автоматизированных автодромов приведена на рис. 8, об использовании неавтоматизированных автодромов — на рис. 9.

Рис. 8. Гистограмма распределения положительных и отрицательных ответов по использованию автоматизированных автодромов.

Рис. 9. Гистограмма распределения положительных и отрицательных ответов по использованию неавтоматизированных автодромов.

Как можно видеть из представленных на рис. 8 и 9 гистограмм автоматизированные автодромы не использует никто из опрошенных, а неавтоматизированные автодромы – практически никто не использует. Полученные результаты отражают объективную ситуацию, заключающуюся в следующем: автошколы не имеют средств для строительства автодромов и аренды или покупки земли под их строительство; в крупных городах отсутствуют свободные участки земли, пригодные для строительства автодромов, поэтому ее невозможно купить даже при наличии средств; отсутствие автодромов никак не сказывается на качестве подготовки водителей.

 

Использование аппаратно-программного комплекса видеонаблюдения при обучении вождению в реальных условиях движения

Гистограмма распределения положительных и отрицательных ответов по этому вопросу приведена на рис. 10.

Рис. 10. Гистограмма распределения положительных и отрицательных ответов по вопросу применения АПК видеонаблюдения.

Как можно видеть из рис. 10 практически никто не использует АПК видеонаблюдения. Такая ситуация отражает практическую его бесполезность. Никто не знает зачем необходимо вести видеорегистрацию, и что с ней делать. Такие предложения могли сделать только тот, кто никогда не занимался экспериментом. Его основная проблема – получение информации в окончательном виде прямо на дороге. Все, что требует длительной расшифровки и хранения на 99% остается не востребованным. При применении ТСО для обучения вождению это еще важнее. Если в момент окончания занятия инструктор не имеет возможности воспользоваться информацией, иллюстрирующей успешность (отсутствие успеха) на прошедшем занятии, применение таких ТСО означает, что автошкола „залезла в карман“ своего ученика и требует оплачивать не нужную ему услугу.

 

Обобщая изложенное можно сделать следующие выводы:

  1. Выявлена тенденция к расширению применения автошколами мультимедийных ТСО. При этом значительная часть автошкол продолжает использовать традиционные ТСО. Полученный результат вписывается в требования ФЗ „Об образовании“, который устанавливает, что „материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса … осуществляются в пределах собственных финансовых средств“.
  2. Развитие тенденции к расширению применения мультимедийных ТСО будет зависеть от их стоимости.
  3. Перспектива развития обучения водителей методам оказания первой помощи пострадавшим – создание системы обучения граждан России методам оказания первой помощи пострадавшим.
  4. Большая часть автошкол не считает, что существующие тренажеры сокращают время подготовки кандидатов в водители до заданного уровня умения управлять ТС.
  5. Навязывание автодромов автошколам противоречит ФЗ „Об образовании“ и не способствует повышению качества подготовки водителей.

 

Спасибо за внимание!

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам 8-(499)-159-7679 или 8-(499)-159-7545, а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика