Google Translate

Электронный вестник МААШ

Подпишитесь на "Электронный вестник МААШ" - бесплатное приложение к журналу "Вестник автошкол Автопросвещение".

E-mail:
Имя:
 

Поиск по сайту

Проект

Третий международный конгресс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни»

«Круглый стол» № 2
Тема: «Вопросы образования и здравоохранения в предупреждении дорожно-транспортных происшествий и ликвидации их последствий»

29 октября 2010 года
13.30 — 16.00
Санкт-Петербург
Таврический дворец
Читальный зал

 

РЕКОМЕНДАЦИИ
«круглого стола» на тему «Вопросы образования и здравоохранения в предупреждении дорожно-транспортных происшествий и ликвидации их последствий»

(29 октября 2010 года, г. Санкт-Петербург)

В работе «круглого стола» приняли участие более 100 человек. Среди них члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, Российского Красного Креста, научных и общественных организаций, учебных заведений, средств массовой информации, зарубежная делегация.

Участники «круглого стола» отметили, что тема, вынесенная Комитетами на обсуждение, имеет важное значение для Российской Федерации и является своевременной.

Действительно, количество людей, гибнущих во всем мире в дорожно-транспортных происшествиях (далее — ДТП), оценивается почти в 1,2 миллиона человек в год, а получивших увечья — приближается к 50 миллионам.

В докладе Всемирной организации здравоохранения 2009 года о состоянии безопасности дорожного движения, дорожно-транспортный травматизм обозначен как глобальная проблема общественного здравоохранения, в особенности в странах с низким и средним уровнем доходов.

Согласно прогнозам ВОЗ к 2030 году дорожно-транспортный травматизм возрастет и займет пятое место в списке основных причин смертности. Пешеходы, велосипедисты, водители двухколесных моторизованных транспортных средств и их пассажиры составляют почти половину жертв дорожно-транспортных травм со смертельным исходом в мире.

Свыше 90% случаев смерти на дорогах мира происходит в странах с низким и средним доходом, на долю которых приходится меньше половины мирового парка транспортных средств.

Дорожно-транспортные травмы — одна из трех основных причин смертности людей во всем мире в возрасте от 5 до 44 лет.

За 2009 год в Российской Федерации произошло 203 603 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибли 26 084 человека, а 257 034 человека получили ранения. 12 326 ДТП произошли по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения, в результате этих ДТП 2 217 человек погибли, а 18 206 человек получили ранения.

За 9 месяцев (январь-сентябрь) 2010 года в Российской Федерации произошло 143 608 (-2,5% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года) дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли 18 333 (-7,2%) человека, а 181 779 (-2,2%) человек получили ранения.

8 930 (-6,3%) ДТП произошло по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения, в результате этих ДТП 1 397 (-22,9%) человек погибли, а 13 069 (-6,8%) человек получили ранения.

За указанный период произошло 15 548 (+0,1%) ДТП с участием детей, в которых 696 (-3,2%) детей погибли, а 16 240 (+0,3%) детей получили ранения.

В соответствии с Государственным докладом о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации сохраняется тенденция к снижению количества ДТП с участием детей и подростков. В 2008 году количество указанных происшествий по сравнению с предыдущим годом уменьшилось на 7,9%, число погибших и раненых сократилось на 8,8% и 7,8% соответственно. Эту тенденцию подтверждают показатели (по данным МВД России) за период 2007–2009 гг.

Таким образом, в 2009 г. снизилось число ДТП с участием детей, существенно сократилось число несовершеннолетних, погибших и раненых на дорогах.

Дети участвуют в дорожном движении в различном качестве -пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств (велосипед, мопед, легкий мотоцикл).

В 2008 г. количество наездов на детей-пешеходов на пешеходных переходах по вине водителей увеличилось на 4,6%, число погибших в результате этого детей возросло на 5,3%, раненых — на 6,8%. Такая же динамика прослеживается и в показателях за 2009 г.

По данным МВД России в 2009 г. более половины ДТП с участием детей-пешеходов (54,8%) совершены по вине водителей.

Почти треть ДТП с участием детей составляют дорожно-транспортные происшествия, в которых дети являются пассажирами. В подавляющем большинстве случаев дети теряют здоровье, а иногда и жизнь по вине взрослых — виновников ДТП, а также из-за пренебрежения со стороны родителей к использованию специальных детских сидений и ремней безопасности. По данным МВД России в 2009 году число погибших детей-пассажиров превысило (на 10 чел.) число погибших детей-пешеходов.

Как показывает практика, по вине водителей происходит более 80% всех ДТП. В этой связи приоритетным направлением решения проблемы видится преодоление проблемы человеческого фактора, и, прежде всего, за счет формирования правового сознания граждан.

Системообразующим фактором процесса по обеспечению безопасности дорожного движения и снижению смертности на наших дорогах, несомненно, явилась Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах», которая определила стратегические ориентиры государства в этой области на ближайшую перспективу. Ее главная цель — сокращение числа погибших на дорогах в 1,5 раза. Причем необходимо отметить, что принимаемые меры уже приносят результаты — число ДТП, а также погибших и пострадавших в них людей неуклонно снижается.

Вместе с тем необходимо констатировать, что обстановка на российских дорогах остается напряженной, требующей особого внимания и активизации работы по обеспечению безопасности дорожного движения. В этой связи, в целях дальнейшего снижения числа погибших в ДТП необходимо приступить к разработке новой федеральной целевой программы по безопасности дорожного движения.

Определяющим фактором исхода дорожно-транспортного происшествия является своевременность оказания пострадавшим первой медицинской помощи.

В 2009 году был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Основным предметом нормативного регулирования Федерального закона является разграничение понятий «скорая медицинская помощь» и «первая помощь», а также приведение федерального законодательства, предусматривающего оказание доврачебной (первой медицинской) помощи, в соответствие с уточненным понятием «первая помощь».

Федеральный закон дополнил Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан новой статьей, которая уточнила понятие «первой помощи», установила состояния, при которых данная помощь оказывается и определила круг лиц, обязанных ее оказывать.

В перечень лиц, обязанных оказывать «первую помощь», вошли сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие, пожарные, спасатели, водители транспортных средств и другие лица, имеющие соответствующую подготовку.

Данный закон также закрепил необходимость проведения по специальным единым программам и правилам подготовки для этих лиц.

Во исполнении данного федерального закона Минздравсоцразвития России издал приказ «О первой помощи», которым утвержден перечень мероприятий по оказанию первой помощи.

Проблема предотвращения дорожно-транспортных происшествий -это не только дело силовых ведомств, для которых регулирование дорожного движения и обеспечение безопасности граждан является основной работой; но также и деятельность органов образования, направленная на формирование культуры дорожного движения, начиная с детства.

Участники дискуссии подчеркнули, что вопрос о необходимости формирования и развития системы непрерывного обучения и воспитания законопослушного участника дорожного движения сегодня ставится очень остро.

Обучение правилам дорожного движения должно занять самое прочное место как в системе образовательных и воспитательных мероприятий дошкольных и общеобразовательных учреждений, так и в системе внешкольного и дополнительного образования.

В деле привлечения внимания специалистов и общественности к рассматриваемой проблеме, активизация деятельности в сфере информирования населения о последствиях ДТП, их профилактики и предупреждения немалая роль принадлежит средствам массовой информации через проведение различных пропагандистских акций, брифингов, общественных конференций, форумов.

Кроме того, среди замечаний участники «круглого стола» особое внимание обратили на отсутствие достаточного количества пособий (в том числе, на электронных носителях), учебно-методической литературы, специализированных изданий, телевизионных и радиопрограмм для различных групп населения.

Темпы экономического развития свидетельствуют, что бурный рост автомобильного парка будет продолжаться. Сегодня автомобилизация вошла в дом практически каждой российской семьи, и автомобиль перешел в обыденный и необходимый атрибут повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что сегодня в дорожном движении отражаются все явления социально-экономической жизни нашего общества.

В данной ситуации безопасность дорожного движения должна стать предметом постоянного внимания всего общества — государственных структур, институтов гражданского общества, семьи, каждого гражданина.

Дорожно-транспортные происшествия предсказуемы, а значит, могут быть предотвращены. Многие страны достигли значительного сокращения числа аварий и тяжести последствий путем реализации комплексного подхода к профилактике дорожно-транспортного травматизма, объединения усилий и согласованности действий семьи, государства, общественных организаций и гражданского общества.

Обсудив проблемы, сложившиеся в области дорожно-транспортного травматизма, участники «круглого стола» рекомендуют:

 

1. Правительству Российской Федерации:

1. Поручить создать единое информационное пространство с целью эффективности мониторинга детского дорожно-транспортного травматизма, сформировать единую базу данных о пострадавших (Минздравсоцразвития России, ГИБДД, МЧС России).

2. Рассмотреть вопрос о более широком внедрением авиационных спасательных технологий, реализуемых совместно с органами здравоохранения и МСЧ России.

3. Поручить заинтересованным федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации в целях дальнейшего совершенствования межведомственного взаимодействия при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий осуществлять проведение совместных научно-практических мероприятий, тактико-специальных учений с отработкой приемов оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

4. Поручить заинтересованным федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации:

  • продолжить выполнение мероприятий, направленных на использование светоотражающих элементов на одежде пешеходов, прежде всего детей, активное применение ремней безопасности, мотошлемов и детских удерживающих устройств, обустройство нерегулируемых пешеходных переходов;
  • содействовать формированию нового облика сотрудника Государственной автоинспекции, способного достойно представлять государственную власть, требовать дисциплины и исполнения закона от граждан, и являющегося примером поведения на дорогах;
  • - разработать методики оценки реального ущерба, наносимого экономике от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

5. Рассмотреть вопрос об ужесточении мер ответственности за нарушение правил дорожного движения в части, касающейся требований безопасности перевозки пассажиров, регулирования движения близ детских садов, школ и других учреждений дошкольного и общего образования путем внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Разработать и утвердить положение об общественных объединениях детей и подростков, популяризирующих мероприятия по формированию культуры безопасного поведения на дорогах, а также проработать вопрос о создании правовой базы в части определения их правового статуса.

7. Разработать предложения по целевому финансированию программ профилактики дорожно-транспортного травматизма детей и подростков, реализуемых общественными объединениями детей и подростков.

8. Разработать критерии оценки работы каждого ведомства, участвующего в предупреждении и ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, а также систему ответственности должностных лиц.

 

2. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

1. Необходимо развитие сети реабилитационных учреждений, особенно для детей подросткового возраста, пострадавших в ДТП.

2. Разработать систему мониторинга качества обучения водителей и сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, приемам оказания первой медицинской помощи.

 

3. Министерству образования и науки Российской Федерации:

1. Закрепить в новых федеральных государственных образовательных стандартах комплексный подход к формированию основ транспортной культуры и навыков безопасного участия детей в дорожном движении.

2. Сформировать единую систему обучения безопасному участию в дорожном движении, включающую возможности образовательных учреждений, системы дополнительного образования детей, автогородков, в установленный период обучения и во время каникулярного отдыха.

3. Сформировать систему оказания дополнительных платных образовательных услуг в сфере формирования основ транспортной культуры школьников и навыков их безопасного участия в дорожном движении.

4. Обеспечить подготовку, экспертизу и апробирование новых печатных и электронных учебных и методических пособий по обучению участников образовательного процесса безопасному участию в дорожном движении.

5. Обеспечить распространение пилотных комплектов оборудования, учебных и методических пособий по обучению школьников безопасному участию в дорожном движении, разработанных в рамках реализации мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах».

6. Совместно с МВД России в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» обеспечить в 2011–2012 гг. подготовку, экспертизу и апробирование современных печатных и электронных учебных и методических пособий по обучению участников образовательного процесса безопасному поведению на дорогах, направить их в образовательные учреждения (федеральные автограды, детские автогородки, общеобразовательные учреждения, учреждения высшего профессионального образования, учреждения дополнительного образования детей) для использования в практической работе.

7. Рассмотреть возможность введения новой образовательной области «Безопасность дорожного движения» в базовую часть федерального государственного образовательного стандарта для программ общего среднего образования и федеральные государственные требования для программ дошкольного образования.

8. В рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» усилить меры, направленные на реализацию системного проекта профилактики безопасного поведения детей на дорогах, профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

9. Рассмотреть вопрос о создании специальных центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов, занимающихся обучением водителей транспортных средств.

10. Разработать систему непрерывного контроля качества подготовки водителей транспортных средств, а также за соблюдением лицензионных требований образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку водителей транспортных средств.

11. Разработать систему мер, направленных на создание и развитие детско-юношеских автомобильных школ в системе дополнительного образования детей.

12. Содействовать модернизации курсов обучения правилам дорожного движения и навыкам управления транспортными средствами в государственных образовательных учреждениях различных типов и видов, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

13. Способствовать активизации деятельности отрядов юных инспекторов движения на базе создаваемых в рамках реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» базовых учебно-методических центров, деятельность которых будет направлена на привитие обучающимся (воспитанникам), а также педагогам общеобразовательных и дошкольных учреждений культуры безопасности дорожного движения.

 

4. Министерству внутренних дел Российской Федерации:

1. Решить задачу приведения критериев учета детей, пострадавших в ДТП, поскольку в настоящее время подростки в возрасте старше 16 лет не входят в статистическую отчетность ГИБДД, это затрудняет мониторинг эффективности мероприятий по улучшению оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП детям.

2. Разработать проект федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2017 годах»

3. Разработать систему взаимодействия органов управления, сил и средств различных ведомств, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.

4. Регулярно организовывать массовые мероприятия, направленные на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.

 

5. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1. Разработать и внедрить региональные целевые программы по повышению безопасности дорожного движения.

2. Обеспечить эффективное использование медицинского оборудования, поставляемого в рамках федеральных и региональных мероприятий по совершенствованию медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

3. Обеспечить соблюдение современных технологий оказания медицинской помощи пострадавшим.

4. Регулярно проводить массовые мероприятия, направленные на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.

5. Обеспечить эффективное взаимодействие ведомств и учреждений, участвующих в обеспечении безопасности дорожного движения.

6. Руководителям органов управления образованием и здравоохранением субъектов Российской Федерации осуществлять контроль над созданием и функционированием учебных центров, осуществляющих обучение водителей и участников ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий навыкам и приемам оказания первой помощи, используя опыт центров медицины катастроф, где эта работа уже проводится успешно.

 

Председатель Комитета
Совета Федерации по социальной
политике и здравоохранению
  В. А. ПЕТРЕНКО
Председатель Комитета
Совета Федерации
по образованию и науке
  Х. Д. ЧЕЧЕНОВ

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам 8-(499)-159-7679 или 8-(499)-159-7545, а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика