Google Translate

Электронный вестник МААШ

Подпишитесь на "Электронный вестник МААШ" - бесплатное приложение к журналу "Вестник автошкол Автопросвещение".

E-mail:
Имя:
 

Поиск по сайту

Межрегиональная ассоциация автошкол (МААШ) объединяет автошколы России всех организационно-правовых норм, и одна из задач нашей организации — совершенствование системы подготовки водителей транспортных средств.

 

Для достижения этой цели МААШ проводит различные мероприятия — семинары, встречи, конференции, в рамках которых происходит интенсивный обмен опытом, в том числе и со странами, которым удалось за последнее десятилетие достичь весьма существенного снижения показателей аварийности.

Хочется отметить, что за последние годы в осмыслении проблемы безопасности дорожного движения произошел крупный сдвиг. Ключевыми направлениями государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения специалистами многих стран признаны:

  • снижение рисков в дорожном движении;
  • создание более безопасной дорожной среды;
  • переход к более совершенным и безопасным транспортным средствам;
  • обеспечение соблюдения правил дорожного движения;
  • совершенствование системы оказания медицинской помощи пострадавшим в результате ДТП.

Статистика говорит о том, что 80-90% происшествий — это следствие человеческого фактора. В Норвегии комиссией по расследованию причин происшествий были выявлены неправильные действия водителя, способствующие возникновению ДТП.

Сюда относятся:

  • Ошибки наблюдения. Примером такой ошибки может служить то, что участники дорожного движения не видели друг друга до происшествия. Это весьма обычный фактор возникновения происшествий.
  • Неправильное решение и действие. Участники дорожного движения выбирают неправильное действие в целях предотвращения происшествия, например, паническое торможение на ровной дороге и потеря управления вместо съезда в сторону, не нажимая на тормоза.
  • Недостаточная реакция. Участники движения вообще не реагируют непосредственно перед происшествием, например, из-за того, что заснули или находятся в состоянии сильного алкогольного опьянения и не в состоянии действовать рационально.
  • Неправильная оценка времени и расстояния.
  • Неверное предвидение действий других участников дорожного движения. Такие ошибки наблюдаются очень часто при ДТП.

Каковы же роль и место системы подготовки водителей в повышении безопасности дорожного движения? По всей видимости, подготовка водителей может служить существенным фактором снижения рисков в дорожном движении, если будет направлена на выработку «чувства риска» у будущих водителей, на формирование умения прогнозировать и предупреждать возникновение аварийных ситуаций и т. д.

В Европе эту проблему решили путем введения обязательных занятий до либо после получения прав на специальных автодромах, где принцип обучения — это «практикование пределов» — пределов возможностей автомобиля, окружающей среды, дорожных условий и, наконец, самого водителя. Основная цель таких занятий — осознание разницы между безопасным вождением и критической ситуацией.

Такие автодромы оснащены специальным оборудованием:

  • водяными фонтанами;
  • манекенами;
  • различными типами покрытий;
  • моделирующим устройством столкновения;
  • вращающимся транспортным средством (то есть опрокидывающимся;
  • диагностическим оборудованием для сбора электронных данных: скорость, сцепление, торможение, расход топлива, время реакции, пройденное расстояние и т. д.

Значительного снижения ДТП добились те страны, которые ввели обязательные программы двухфазного обучения для новых водителей, когда каждый новый водитель должен после получения водительского удостоверения пройти дополнительный курс занятий по вождению и тестирование. Главная отличительная черта этого курса — демонстрация ощущения опасности.

Обязательное двухфазное обучение новых водителей уже существует в Люксембурге, Финляндии, Австрии, Швейцарии и других странах.

Также многие страны пошли по пути разработки специальных программ для молодых водителей. Причем термин «молодые» относится именно к возрасту, а не к стажу управления, потому что проведенные исследования выявили наибольший риск у самых молодых водителей автомобиля.

На рисунке показано изменение риска ранения водителей автомобиля по полу и возрасту. Как мы видим, наибольшему риску при управлении транспортными средствами подвержены именно молодые водители. И это, безусловно, определяется психофизиологическими возрастными особенностями. Как оказалось, даже уровень некоторых гормонов в крови напрямую связан с рискованным стилем управления. Исследование данного фактора было проведено в Эстонии и касалось исследования гормона серотонина, или так называемого гормона счастья. Выявилось, что чем ниже уровень серотонина — тем более рискованное поведение у водителя автомобиля. Наиболее часто понижение гормонов наблюдается именно у молодых водителей, отсюда стремление обогнать впереди идущую машину, превысить скорость и т. д.

Безусловно, такие факторы необходимо учитывать и в процессе обучения, и в процессе допуска молодых водителей к участию в дорожном движении. В настоящее время весьма популярным в европейских странах становится вождение с сопровождением. С 16 лет молодые люди допускаются к управлению, но только в сопровождении квалифицированного наставника. Причем требования к наставнику весьма высоки.

Вопросам подготовки и допуску водителей к участию в дорожном движении посвящена Резолюция об обучении водителей, принятая на Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ) 5 июня 2002 г., в которой говорится:

  • что теоретическая и практическая подготовка водителя всегда должна быть существенным элементом политики дорожной безопасности;
  • что на начинающих молодых водителей (в возрасте до 25 лет) приходится непропорционально большая доля аварий по сравнению с остальными водителями;
  • что нынешнее преподавание начинающим водителям направлено скорее на подготовку к экзамену по вождению, чем на подлинное теоретическое и практическое обучение безопасному вождению, а само содержание экзамена по вождению не обеспечивает в должной мере дорожную безопасность;
  • выдача водительских прав в настоящее время ошибочно рассматривается как удостоверяющая завершение водителем обучения безопасному вождению, тогда как в действительности он вступает в период повышенного риска, в течение которого постепенно приобретает опыт, необходимый для безопасного вождения в разнообразных дорожных ситуациях;
  • что содержание водительских курсов и экзаменов по вождению должно сводить к минимуму продолжительность периода повышенного риска, следующего сразу за получением водительских прав;
  • что подготовка водителя должна носить всеобъемлющий характер, включая тренировку по ситуациям риска и предотвращению опасности.

Рекомендует странам — членам ЕКМТ в отношении обучения будущих водителей:

а) заявить, что:

  1. безопасность должна быть первостепенной целью обучения начинающих водителей;
  2. что в дополнение к выработке у них навыков вождения и формальному изучению правил дорожного движения обучение должно прежде всего способствовать тому, чтобы они думали и вели себя так, чтобы быть в состоянии управлять транспортным средством как можно безопаснее;

б) соответственно пересмотреть содержание курсов для водителей, зачастую излишне ориентированных только на сдачу экзамена по вождению;

в) включить в теоретическое и практическое обучение начинающих водителей основные риски, с которыми сталкиваются различные категории участников дорожного движения, а также навыки, необходимые для того, чтобы, во-первых, избегать таких рисков и, во-вторых, преодолевать их, если подобные ситуации возникают;

г) обеспечить практическую подготовку, гарантирующую, что в надлежащий момент водитель будет способен управлять автомобилем на трассах с интенсивным движением, в ночное время и в условиях плохой видимости;

д) относиться к обучению водителя и экзамену по вождению как единому целому, которое должно на деле отвечать изложенным выше соображениям дорожной безопасности;

е) совершенствовать существующие методы обучения водителей;

ж) наряду с традиционным преподаванием в виде серии уроков, опробовать и внедрять новые подходы к обучению, в частности предусматривающие регулярные курсы с современными методами обучения и оборудованием.

Для повышения качества подготовки водителей в России, по экспертному заключению специалистов МААШ, требуется скорейшее проведение ряда мероприятий, включающих:

  • создание современных программ подготовки;
  • формирование системы подготовки педагогических кадров для автошкол;
  • создание системы подготовки и повышения квалификации экзаменаторов;
  • создание в Министерстве образования и науки отдела, курирующего непосредственно систему подготовки водителей ТС;
  • повышение качества приема квалификационных экзаменов.

Ряд затронутых в статье вопросов будет обсуждаться на традиционных мероприятиях МААШ — Всероссийском семинаре руководящих работников автошкол в апреле и на Международной конференции «Автошкола-2010» в сентябре в Сочи. Приглашаем всех желающих, надеемся на длительное плодотворное сотрудничество по вопросам совершенствования системы подготовки водителей и повышения безопасности дорожного движения.

 

© Транспортная безопасность и технологии, № 1 (21) апрель 2010 г.

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам 8-(499)-159-7679 или 8-(499)-159-7545, а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика