Google Translate

Электронный вестник МААШ

Подпишитесь на "Электронный вестник МААШ" - бесплатное приложение к журналу "Вестник автошкол Автопросвещение".

E-mail:
Имя:
 

Поиск по сайту

 

Отзыв
на проект Примерной программы подготовки водителей транспортных средств категорий A, B, C, D, E

Москва

доцент кафедры «Организация и безопасность движения» МАДИ,
кандидат технических наук,
лауреат премии Совета Министров СССР за разработку
методов полигонных испытаний автомобильной техники
О. В. Майборода

 

По представленному проекту Примерных программ имеется много замечаний.

 

Пояснительная записка

Пояснительная записка отсутствует, Вместо нее приведены «Общие положения», в которых указано, что содержание предметов составлено с учетом требований к результатам освоения в целом Примерных программ. Однако сами требования к результатам освоения Примерных программ в представленном тексте не приведены.

 

Учебный план.

Количество часов, отведенное на изучение предмета: «Основы безопасного управления транспортным средством» недостаточно для освоения программы.

Экзамен в автошколе в соответствии с Федеральным законом об образовании не является итоговой аттестацией. Ее проводит ГИБДД.

 

Предмет «Основы законодательства в сфере дорожного движения»

Тематический план и программа не предусматривают изучение Федерального закона о безопасности дорожного движения.

 

Предмет «Устройство и техническая эксплуатация транспортных средств»

Раздел 1. Устройство транспортного средства.

Автомобиль является объектом управления в системе водитель-автомобиль. В последние годы происходит непрерывное усложнение конструкции автомобиля, связанное с применением автоматических систем управления, которые улучшают свойства автомобиля как объекта управления, а в ряде случаев заменяют водителя. В связи с этим техническая эксплуатация современного автомобиля требует применения современных средств диагностики. В этих условиях для эффективной эксплуатации автомобиля на первый план выходит не знание его конструкции, а знание его свойств как объекта управления, понимание роли автоматических систем, умения выполнять операции с органами управления этими системами, наличие представлений об изменении свойств автомобиля при отказе таких систем.

Поэтому этот предмет следует назвать «Транспортное средство как объект управления, его техническая эксплуатация».

С точки зрения функционирования системы управления водитель-автомобиль важно получить представление о шасси автомобиля, которое формирует такие его свойства как поворачиваемость и устойчивость.

Поскольку шасси включает в себя и несущую систему и ходовую часть, раздел 5 «Кузов и ходовая часть» следует назвать «Шасси».

Для управления автомобилем используются три системы управления: система управления скоростью, тормозная система, рулевое управление.

В проекте Примерных программ отсутствует система управления скоростью.

Системы автоматического управления, называемые системами активной безопасности, таковыми не являются, так не повышают безопасность движения, а изменяя свойства шасси и систем управления, повышают безопасную скорость и уменьшают безопасные значения дистанции и поперечного интервала. Поэтому они должны рассматриваться при изучении шасси и систем управления. Безопасность повышают только две системы автоматического управления: система стабилизации траектории относительно полосы движения (LDW и LKS) и система отслеживания безопасной дистанции (активный круиз контроль – ACC). Эти системы заменяют водителя, не позволяя автомобилю отклониться от заданной траектории и выйти из полосы движения, уменьшить дистанцию относительно безопасного значения.

Системы автоматического управления, перечисленные в проекте Примерных программ, не систематизированы, не имеют адекватных русских названий и не «привязаны» к системам управления, свойства которых они улучшают.

При изучении этих систем обучаемому необходимо получить представление не только о том, что такие системы существуют, но так же и о том какие органы применяются для управления этими системами.

На изучение темы 8 «Автоматические системы активной и пассивной безопасности выделено 4 часа, что недостаточно для ее освоения.

Водитель включен в контур системы управления водитель-автомобиль через свое рабочее место. Воздействия на автомобиль водитель осуществляет через органы управления, расположенные на рабочем месте. Современный автомобиль в дополнение к системам управления движением автомобиля, оснащен большим количеством систем управления, обеспечивающих комфорт в салоне и надежность получения зрительной информации из среды движения. На рабочем месте водителя расположены пилотажные и контрольные приборы, маршрутный компьютер, органы управления и дисплей системы навигации, радиоприемник. Водитель может использовать мобильный телефон при наличии системы «свободные руки»

Проект Примерных программ не предусматривает изучение кандидатом в водители устройства рабочего места современного автомобиля. Поэтому в предмет «Транспортное средство как объект управления, его техническая эксплуатация» необходимо включить раздел «Рабочее место водителя».

 

Раздел 2. Техническое обслуживание.

В данном разделе не предусмотрено изучение заправки автомобиля топливом и эксплуатационными жидкостями.

 

Предмет «Основы безопасного управления транспортным средством»

В соответствии с психологической теорией предметной деятельности нельзя ставить целью обучения безопасность управления автомобилем так же, как нельзя ставить целью обучения поваров предотвращение отравления потребителей приготовленных им блюд. Цель управления – перемещение в пространстве. Поэтому необходимо обучать управлению с заданным качеством: с оптимальной средней скоростью, минимальным расходом топлива и обеспечивая безопасность, которая является условием достижения цели управления. Эти вопросы решены в теории управления автомобилем.

Поэтому предмет должен называться «Основы теории управления автомобилем». Безопасность управления автомобилем входит в теорию управления автомобилем одним из разделов.

Вне рамок теории управления автомобилем невозможно объяснить: механизм возникновения ДТП и, следовательно, показать пути решения задачи их предотвращения. Невозможно сформулировать такие понятия как безопасные скорость, дистанция и поперечный интервал, объяснить, почему безопасная скорость значительно меньше предельной, а безопасная дистанция значительно больше минимальной.

Изучение основ теории управления автомобилем должно привести к формулированию модели оптимального поведения водителя в дорожном движении, обеспечивающей безопасное управление с оптимальной средней скоростью и минимальным расхода топлива. Решить эту задачу можно только в рамках системного подхода, рассматривая систему водитель-автомобиль.

В представленном проекте Примерных программ реализован несистемный подход, что делает решение задачи обучения кандидата в водители умению управлять автомобилем с заданным качеством неразрешимой.

 

Раздел 1. Психологические основы безопасного управления транспортным средством.

Тема 1. Психологические основы деятельности водителя.

В последнем абзаце написано: «Мотивация власти и ее роль в аварийности. Возникает вопрос: «Какую власть необходимо мотивировать для снижения аварийности»? Очевидно речь идет о мотивации водителей.

В то же время ничего не сказано о конфликте мотивов: к достижению цели управления и безопасности. О путях преодоления этого конфликта

 

Тема 2. Основы саморегуляции психических состояний в процессе управления транспортным средством.

В последнем абзаце написано: «Нормализация психического состояния во время стресса».

Стресс является механизмом мобилизации внутренних резервов водителя для повышения надежности выхода из нештатных ситуаций. Поэтому он одновременно является сигналом об ошибках водителя: превышении безопасной скорости и уменьшении безопасных значений дистанции и безопасного интервала. Получив такой сигнал водитель, прежде всего, должен снизить скорость, увеличить дистанцию и поперечный интервал.

Об этом в теме 2 ничего не сказано.

Практические занятия: В проекте Примерных программ написано: «Применение практических методов совершенствование психофизиологических и психологических качеств водителя».

Постановка такой задачи ошибочна. Профессиональный отбор и профессиональный подбор возникли именно потому, что психофизиологические и психологические качества человека не поддаются корректировке и их можно только учитывать.

 

Раздел 2. Основы управления транспортным средством и безопасность движения.

Тема 4. Планирование поездки в зависимости от целей и дорожных условий.

Под планированием поездки в представленном проекте Примерных программ понимается планирование мер безопасности. Такое планирование необходимо при определенных вилах перевозок. Например, при перевозке сверхтяжелых, негабаритных и опасных грузов. При этом такое планирование водитель не осуществляет. В нормальных условиях безопасность обеспечивается тем, что в любой дорожно-транспортной ситуации водитель не превышает безопасную скорость, не уменьшает дистанцию и поперечный интервал относительно безопасных значений. Смысл планирования в выборе маршрута, позволяющего повысить эффективность управления.

Поскольку навигационные системы являются доступным оборудованием, а на ряде автомобилей перешли в разряд штатного оборудования, необходимо обучать работе с навигационными системами в процессе обучения. Представленный проект Примерной программы не предусматривает этого.

 

Тема 5. Оценка уровня опасности воспринимаемой информации, организация наблюдения в процессе управления транспортным средством.

В проекте примерных программ предлагается выделять в поле концентрации внимания водителя три зоны. Анализ результатов исследований поля концентрации внимания водителя показывает, что водитель не выделяет трех зон, а непрерывно сканирует опасное пространство перед автомобилем. Положение ближней граница опасного пространства определяет остановочный путь, положение дальней границы соответствует надежности управления равной единице. При этом водители, занижающие остановочный путь и расстояние до препятствия, обеспечивающее остановку с надежностью равной единице, смещают зону концентрации внимания ближе к автомобилю. При этом происходит уменьшение вероятность своевременного обнаружения препятствия и снижается точность прогноза возникающей опасности.

Модель наблюдения водителя за дорогой, предлагаемая проектом Примерных программ не позволяет обратить внимание кандидата в водители на такую ошибку и возникающие при этом опасности.

При рассмотрении вопроса о выборе дистанции, говорится о допустимом уровне риска.

Чтобы безопасно управлять автомобилем, ситуационный риск должен быть исключен. Для этого в любой ситуации скорость должна быть не больше, а дистанция и поперечный интервал не меньше безопасных значений.

 

Тема 6. Оценка тормозного и остановочного пути. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства при разных скоростях движения.

Водитель определяет остановочный путь, тормозной путь определяется при испытаниях тормозных свойств автомобиля.

В проекте Примерных программ говорится о допустимом риске при выборе дистанции.

Выше уже говорилось о том, что ситуационный риск не допустим.

В проекте Примерных программ говорится о формировании безопасного пространства вокруг автомобиля.

Вокруг автомобиля нельзя сформировать безопасное пространство, поскольку вокруг него образуется опасное пространство. Его величина изменяется пропорционально скорости. Опасное пространство стоящего автомобиля равно его габариту. Для обеспечения безопасности водитель регулирует размеры и форму опасного пространства таким образом, чтобы препятствие не оказалось в опасном пространстве.

 

Тема 7. Техника управления транспортным средством.

Проект Примерных программ предусматривает ознакомление с назначением органов управления в рассматриваемой теме, хотя этот вопрос относится к изучению автомобиля как объекта управления.

Изучение назначения органов управления необходимо перенести в предмет «Транспортное средство как объект управления». При этом необходимо добавить ознакомление со следующими органами управления: системой стабилизации скорости, системой стабилизации безопасной дистанции, системой стабилизации траектории автомобиля, парктроником, навигационной системой.

В проекте Примерных программ предусматривается обучение прогреву двигателя после его пуска. Между тем в ЕС прогрев двигателя запрещен для уменьшения вредного экологического воздействия. При прекращении движения водитель должен сразу же выключить двигатель. Повышение экологичности управления автомобилем сегодня является одной из важнейших задач в ЕС. Для этого необходимо применять экономичный алгоритм управления, который является так же экологичными и безопасным.

Проект Примерных программ не предусматривает обучения кандидата в водители оптимальным алгоритмам управления автомобилем.

Для их реализации необходимо применять информацию, которую дают пилотажные приборы: тахометр, спидометр, маршрутный компьютер. Предлагаемый проект Примерных программ этого не предусматривает.

Устойчивость при торможении на скользком покрытии автомобилей с передним и задним приводом обеспечивают различные алгоритмы действий водителя.

Проект Примерных программ не предусматривает изучения этого вопроса.

Особенности управления возникают не только при наличии АБС, но так же при наличии ПБС, систем курсовой стабилизации и предотвращения опрокидывания.

Проект Примерных программ не предусматривает изучение этих вопросов.

 

Тема 8. Действия водителя при управлении транспортным средством.

С позиций теории предметной деятельности действиями водителя называется его воздействия на органы управления, в результате которых происходит изменение параметров движения автомобиля – скорости и траектории. В проекте Примерных программ в рассматриваемом разделе смешано все, что только можно. Начинается раздел с сил, действующих на автомобиль, что никак нельзя отнести к действиям водителя. Далее идет перечисление ситуаций, с которыми может встретиться водитель. Выбор и реализация безопасных режимов движения в конкретных ситуациях называется деятельностью водителя. Научить водителя хорошо осуществлять деятельность по управлению автомобилем (эффективно, экологично и безопасно) можно только при наличии измеряемых критериев качества управления.

Проект Примерных программ не предусматривает применения измеряемых критериев качества управления автомобилем.

 

Тема 9. Действия водителя в нештатных ситуациях.

В проекте Примерных программ неоднократно встречается термин нештатные ситуации. При этом нигде не сказано о необходимости дать определение этому понятию. Нештатной считается ситуация, вероятность выхода из которой меньше единицы. Анализируя текст рассматриваемой темы можно сделать вывод о том, что авторы Проекта примерных программ не знают этого. К нештатным ситуациям они отнесли движение по дорогам в осенний и весенний период, зимникам, проезд ледовых переправ. В связи с последней ситуацией следует заметить, что если проезд ледовой переправы является нештатной ситуацией, то ее организаторов необходимо отдавать под суд.

Непонятно, почему условия потери устойчивости транспортного средства рассмотрены в первом абзаце, а проявление потери устойчивости в виде юза, сноса и заноса вдруг «всплывают» во втором. Непонятно, что понимали авторы под действиями водителя при угрозе столкновения спереди и, особенно, сзади. «Что можно сделать еще кроме торможения или объезда при опасности наезда на препятствие»? Наезд сзади увидеть очень сложно, так как в зеркала заднего вида водитель смотрит периодически. «Но, что можно сделать если перед вашим автомобилем стоит автомобиль»? Если речь идет о мерах пассивной безопасности, то об этом необходимо говорить в другой теме.

Для повышения надежности управления автомобилем в нештатных ситуациях водитель должен знать: «Как влияют на курсовую устойчивость, устойчивость против заноса и сноса, управляемость, действия с педалями сцепления и скорости при различных типах привода, с педалями тормоза и сцепления при отсутствии и наличии АБС.

В проекте Примерных программ все перечисленные выше вопросы не рассматриваются

 

Предмет «Первая помощь»

Программа, разработанная Минздравсоцразвития России, не может быть реализована образовательном учреждении, осуществляющем подготовку водителей. Такая программа должна реализовываться образовательных в учреждениях медицинского профиля.

Еще одним аргументом в пользу изучения этого предмета в образовательных учреждениях медицинского профиля является высокая стоимость тренажеров для отработки приемов реанимации. В автошколе, имеющей не более одной группы, эти дорогостоящие технические средства обучения будут заняты 15% времени, что называется омертвлением капитала. В то же время в специализированном медицинском образовательном учреждении загрузка составит не менее 67% при наличии одной группы. А так как в таких образовательных учреждениях будет больше, чем одна группа, загрузка может приблизится к 100%.

 

Предмет «Обучение вождению транспортных средств».

 

Первоначальное обучение вождению.

Проект Примерной программы предусматривает проведение занятий на автодроме, параметры которого должны соответствовать требованиям, отмененным приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2009 г. № 680.

Практика показывает, что такие упражнения как «Постановка в бокс передним и задним ходом (или, что то же самое – парковка перпендикулярно направлению движения)», «Параллельная парковка передним и задним ходом», «Трогание на подъеме» лучше осваивать после приобретения определенного опыта вождения в реальных условиях движения

В заданиях 2 и 3 звездочки, отсылающие к примечанию поставлены неправильно: не после, а перед текстом, к которому относится ссылка.

Проект Примерных программ предусматривает проведение занятий на автодроме, параметры которого должны соответствовать требованиям, отмененным приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2009 г. № 680.

 

Обучение практическому вождению в условиях реального дорожного движения.

Задание 7. Вождение по маршрутам с малой интенсивностью.

В проекте Примерных программ записано, что в процессе движения по маршруту необходимо отработать проезд следующих элементов: поворотов с ограниченной видимостью, движение на подъемах и спусках, которых в данном населенном пункте может не быть.

Поэтому в указанных случаях необходимо записать («при наличии возможности»).

В последнем абзаце задания 7 записано: «Выбор скорости».

В результате обучения кандидат в водители должен научиться ездить со скоростью транспортного потока. Очевидно, что на рассматриваемом этапе обучения такую задачу ставить нельзя. Но необходимо указать: с какой скоростью должен уметь ездить обучаемый в момент завершения выполнения этапа 7.

Там же записано: «Пользование контрольно-измерительными приборами».

Научиться пользоваться контрольно-измерительными приборами можно только в одном случае – путем использования снимаемых с них показаний для решения задач по оптимизации управления автомобилем. Этого проект Примерной программы не предусматривает.

 

Задание 8. Вождение по маршрутам с большой интенсивностью.

В первом абзаце записано: «Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства».

Выше уже говорилось о том, что вокруг автомобиля образуется опасное пространство.

Далее записано: «Движение по мостам и путепроводам. Проезд железнодорожных переездов».

К этому необходимо добавить: («при наличии возможности»).

После выполнения задания 8 кандидат в водители должен научиться ездить со скоростью транспортного потока, контролировать скоростной режим и реализовывать экономичный алгоритм регулирования скорости, использую показания контрольно-измерительных приборов.

Проект Примерной программы не предусматривает получение такого результата.

 

Выводы.

В основу разработки проекта Примерных программ были положены представления об управлении автомобилем 30…40 летней давности, в то время как теория управления автомобилем получила в последнее десятилетие большое развитие. По этой причине кандидат в водители, получая водительское удостоверение не имеет представления о модели поведения водителя в дорожном движении, реализация которой обеспечивает управление автомобилем с заданным качеством: эффективно, безопасно, экологично. Не применены критерии, позволяющие водителю получать информацию о качестве реализации оптимальной модели поведения в дорожном движении, а органам дорожного надзора контролировать в реальном масштабе времени безопасность поведения водителей в дорожном движении.

Обобщая изложенное можно сделать заключение о том, что представленные проекты Примерной программы не могут обеспечить решение задачи повышения качества подготовки и допуска водителей к участию в дорожном движении.

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам 8-(499)-159-7679 или 8-(499)-159-7545, а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика