Google Translate

Электронный вестник МААШ

Подпишитесь на "Электронный вестник МААШ" - бесплатное приложение к журналу "Вестник автошкол Автопросвещение".

E-mail:
Имя:
 

Поиск по сайту

 

Стратегия антикризисного управления автошколой. Практический опыт

Николаев Александр Николаевич
Председатель Правления Приморской Ассоциации Автошкол (Владивосток)

 

Уважаемые коллеги!

Сфера подготовки водителей, как и другие отрасли нашей экономики, подверглась влиянию кризиса. Пример — по г. Владивостоку количество учащихся, вышедших на экзамены ГИБДД в 2009г. по сравнению с 2008г. уменьшилось на 30%. За 2 месяца 2010 по сравнению с 2 месяцами 2009 количество вышедших на экзамены уменьшилось на 5%.

Наши клиенты стали считать деньги и выбирают уже не между автошколами – где подешевле, а между товарами и услугами, что нужнее в данный момент. И выбор может быть на пользу обучения в автошколе.

Безусловно, перед каждым руководителем автошколы встает вопрос – как выживать в таких условиях, как получать прибыль или хотя бы не сработать в убыток.

Есть два, общеизвестных варианта, как увеличить прибыль:

  • Увеличить доход. Но увеличение дохода повлечет за собой увеличение расходов. Увеличить доход, т. е. увеличить количество клиентов или увеличить стоимость, перечень услуг — это не так просто в настоящее время.
  • Самый простой вариант – уменьшить расходы.

Где в автошколе самые большие расходы?:

  • аренда,
  • заработная плата,
  • содержание автопарка, т. е. расходы, связанные с обучением вождению.

Если преподаватель ПДД ведет занятие в классе с группой до 30 человек, то инструктор-водитель ведет занятие в автомобиле один на один с учащимися в автомобиле, который постоянно просит бензин, резину и т. д. Здесь же аренда Автодрома и инфраструктур для него – здание, кафе, туалет. Как сократить расходы на этого прожорливого монстра?

 

Автошколой АНИК (Владивосток) был разработан и на протяжении 8 лет успешно применяется метод обучения в группах. В обычной практике обучения профессиональным навыкам такой метод применяется наряду с индивидуальным. К примеру, мастер производственного обучения в училище или в школе, который обучает токарному или слесарному делу, обучает своих учеников в группах, и это считается нормальным, потому что есть грамотно построенный учебный процесс, который учитывает все особенности обучения конкретным навыкам, и подразумевает инструктаж по технике безопасности в том числе.

Нами, на протяжении более 10 лет, изучались различные методы обучения вождению в России и за рубежом. Изучив и обобщив передовые методики, мы разработали метод обучения вождению в группах, тем более ст.55 Закона «Об образовании» гласит, «… при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использование методов». То есть методы обучения выбирает преподаватель,— безусловно, в рамках утвержденной программы.

Что из себя представляет групповой метод, или, как правильнее его называть - ступенчатый метод обучения вождению.

Суть метода заключается в том, что учебная программа разбивается на последовательные тематические блоки — ступени. Переход от одного блока к другому, с низшей ступени на высшую, предваряется обязательным зачетом по пройденному материалу. Обучение большей части из изучаемых тем (примерно 63% от общего количества) реализуется при занятии в группах, что позволяет существенно снизить расходы на обучение вождению.

В настоящий момент в автошколе АНИК обучение вождению реализуется на следующих этапах обучения:

  • Первая ступень — теория безопасного управления автомобилем,
  • вторая ступень — вождение на автодроме, площадка начального обучения вождению,
  • третья ступень — вождение на автодроме, площадка экзаменационных упражнений,
  • четвертая ступень — городское вождение (выездное занятие),
  • пятая ступень — городское вождение, индивидуальное обучение,
  • и шестая ступень — экзамены, внутренний и экзамен в ГИБДД.

Первая ступень – «Теория безопасного управления автомобилем». Обучение идет в классе, где используют недорогие механические тренажеры. Занятие ведет 1 преподаватель с группой до 20 человек. Класс оборудован мультимедийными средствами (компьютером, видеопроектором, видеокамерами и акустической системой). Сами тренажеры, выглядят достаточно просто по сравнению с мультимедийными, но у нас есть методика обучения на этих тренажерах. Так же, как любое компьютерное железо не имеет цены без программы, так же и любой тренажер бесполезен без методики обучения на этом тренажере.

Цель занятий — формирование знаний, умений и навыков у кандидата в водители на начальном этапе обучения управлению автомобилем до проведения занятий на автодроме. Занятия ведет преподаватель курса. Одновременно в классе занимаются 20 кандидатов в водители. В таком классе подготовленный преподаватель может дать несоизмеримо больший объем знаний и привить навыки безопасного управления автомобилем, чем инструктор в автомобиле, причем все учащиеся получат одинаковую информацию в соответствии с учебным планом. То есть 20 учеников одновременно слушают одного преподавателя, а не 20 разных инструкторов, которые могут по-своему интерпретировать программу обучения.

Вторая ступень — вождение на автодроме. Площадка начального обучения вождению. На территории автодрома находится небольшая площадка, которую мы назвали «площадкой начального обучения вождению». Здесь и происходит знакомство учащегося с автомобилем. Мы применяем термин «раскатывание»: ученик садится в машину, знакомится с автомобилем и самостоятельно трогается с места.

Цель занятия — развить способность к самостоятельному прогнозированию ситуаций и принятию решения. Я считаю, что «изюминка» этого метода в том, что учащиеся после автотренажерного класса приходят на автодром и садятся в автомобиль, в котором на пассажирском сиденье нет инструктора, — он находится вне автомобиля, а учащийся учится принимать решения самостоятельно с первых минут обучения.

Третья ступень: «Вождение на автодроме. Площадка экзаменационных упражнений». Площадка оборудована видеокамерами, громкоговорящей связью, наблюдательный пункт на автодроме оборудован радио для связи с учащимися и инструкторами, монитором, видеорегистратором для записи выполнения упражнений в режиме внутреннего экзамена. Безусловно, по сравнению с автоматизированными автодромами такой гораздо проще и дешевле, но того, что есть, вполне достаточно для, эффективной организации процесса обучения и контролировать его с минимальным количеством инструкторов. С 15 автомобилями на таком автодроме могут работать 3–4 инструктора.

Цель занятий — формирование устойчивых навыков выполнения экзаменационных упражнений, освоение элементов группового взаимодействия при движении автомобилей на сокращенных дистанциях; объезд препятствий, выработка у меня двигаться параллельным курсом. Инструктор ведет занятия и контролирует работу учащихся, наблюдая за их действиями через окно центрального пункта управления и на мониторе. Ошибки, допускаемые учащимися при выполнении упражнений, контролируются преподавателями визуально, при помощи сигнальных маячков, которые установлены на крыше автомобиля. На экзаменационной площадке может работать 8–10 автомобилей, на площадке начального обучения — 4–6.

Четвертая ступень: «Городское вождение. Выездное занятие». Прежде чем ученики перейдут к занятиям на городском маршруте, мы проводим занятия в автобусе, который движется по экзаменационному маршруту.

Цель - подготовить учащихся к практическому применению Правил дорожного движения в реальных условиях городского экзаменационного маршрута. Преподаватель проводит занятие в группах учащихся по числу мест в автобусе. Занятия проводятся по всему экзаменационному маршруту, утвержденному МРЭО ГИБДД. Чем хорошо это занятие: впервые выехав в город, учащиеся не отвлекаются на органы управления. Здесь в чистом виде дается правильный проезд по маршруту с учетом ПДД. Ученики также знакомятся с маршрутом, потому что не каждый ученик ездил или ходил по этим улицам.

Пятая ступень. «Городское вождение, индивидуальное обучение с инструктором-водителем». Занятия проводятся по всему экзаменационному маршруту, утвержденному МРЭО ГИБДД.

Цель: помочь учащемуся применить правила дорожного движения, навыки управления автомобилем, полученные на предыдущих занятиях, в реальных дорожных условиях. Повторяю, что «в городе» мы уже не ставим цель обучить вождению. Идет полемика о том, что нужны автодромы или не нужны, мы обучаем вождению в тренажерном классе и на автодроме. На городском маршруте мы уже не учим водить, а учим применять, полученные ранее знания и навыки, в реальных дорожных условиях.

Шестая ступень. Внутренние экзамены и экзамены в ГИБДД.

Большую роль безусловно в рациональном использовании учебных транспортных средств играет система записи на вождение. Система построена по подобию продажи билетов. Т.е. существует ПО «График вождения» в котором ведется учет учащихся, записавшихся на вождение. Только внедрение этого ПО, позволило нам сократить парк автомобилей на 1/3.

Преимущества группового метода обучения над индивидуальным методом обучения:

  • повышение качества обучения за счет:
    • формирования знаний, умений и навыков у кандидатов в водители на начальном этапе обучения управлению автомобилем до проведения занятий на автодроме;
    • формирования у кандидатов в водители группового взаимодействия с другими участниками движения.
  • повышение эффективности проведения занятий за счет:
    • снижения психологической напряженности у кандидатов в водители при самостоятельном управлении автомобилем;
    • развития способностей к самостоятельному принятию решения и прогнозированию ситуаций и траекторий движения автомобиля при маневрировании в ограниченном пространстве.
    • Объединение всех этапов обучения в единый учебный процесс
  • снижение себестоимости занятий за счет:
    • уменьшения количества занятых для работы с учащимися инструкторов-водителей:
Традиционный метод подготовки Групповой метод подготовки
0079-10-1+1= 5,6+1=7 автомобилей 0079-10-2+1= 2,9+1=4 автомобиля
Количество учащихся, обучающихся за 1 час (астрономический) Задействовано в НОУ «Автошкола АНИК» преподавателей и инструкторов-водителей
Тренажерная подготовка 20 1-2
Площадка начального вождения 3-5 2
Площадка экзаменационных упражнений 8-10 2
Городской маршрут (выездное занятие в автобусе) 8-15 1
  39 — 50 6 — 7

Для обучения 39-50 учащихся вождению одновременно, при использовании группового метода необходимо тренажерный класс на 20 мест, 11-15 учебных автомобилей, 1 автобус на 8- 15 мест, 6 −7 инструкторов, против 39-50 учебных автомобилей и 39-50 инструкторов.

  • введения сменного режима работы автодрома и преподавателей, что позволяет вести занятия в удобное для учащегося время (гибкий график: с 08 до 20.00, 7 дней в неделю);
  • изменения пропускной способности автодрома (введение и вывод из учебного процесса учебных автомобилей), исходя из потребностей учащихся;
  • уменьшения времени приема и увеличения количества сдающих экзамен на закрытой площадке;

Соотношение традиционного и группового метода в обучении вождению, согласно учебному плану (количество часов) составляет:

  • традиционный метод обучения 37%,
  • групповой – 63%.
  • управляемости и контроля над учебным процессом за счет:
    • организации единого учебного процесса;
    • построения учебной программы в виде последовательных тематических блоков — ступеней;
    • обеспечения перехода от одного блока к другому, с низшей ступени к высшей, посредством обязательного зачета по пройденному материалу;
    • исключения субъективной оценки преподавателя, поскольку все действия контролируется автоматизированной системой контроля;
    • введения единых требований к квалификации преподавателей и инструкторов и наличия ступенчатой системы повышения квалификации сотрудников.

 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам 8-(499)-159-7679 или 8-(499)-159-7545, а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика