Google Translate

Электронный вестник МААШ

Подпишитесь на "Электронный вестник МААШ" - бесплатное приложение к журналу "Вестник автошкол Автопросвещение".

E-mail:
Имя:
 

Поиск по сайту

 

Актуальные вопросы реформирования системы подготовки водителей транспортных средств. Проблемы и перспективы развития

Татьяна Вячеславовна Шутылева
Президент Межрегиональной ассоциации автошкол

 

Уважаемые коллеги!

От имени Межрегиональной ассоциации автошкол сердечно приветствую всех участников Всероссийского семинара руководящих работников автошкол. Ежегодное проведение Семинара стало нашей доброй традицией.

В этом году тема нашего Семинара — «Актуальные вопросы реформирования системы подготовки водителей транспортных средств. Проблемы и перспективы развития».

Присутствие на нашем семинаре представителей лицензионных отделов регионов, представителей региональных экзаменационных подразделений ГИБДД, руководителей многих общественных объединений говорит о серьезности стоящих перед нами вопросов и проблем.

2009 год был очень непростым для системы подготовки водителей транспортных средств. Был принят целый ряд нормативных документов, регламентирующих деятельность автошкол, который был впоследствии отменен.

 

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 сентября 2008 года № 278 были введены в действие «Примерные программы подготовки водителей транспортных средств различных категорий»

В министерстве юстиции приказ, вводящий в действие новые программы зарегистрирован не был. При этом приказом утверждены примерные программы ТС категорий ДЕ, ВЕ, СЕ, ВС, которые не предусмотрены ни ФЗ № 196 от 10.12.1999г. «О безопасности дорожного движения», ни постановлением Правительства РФ от 15.12.1999г. № 1396.

Именно по этим программам мы с вами и работаем до сих пор.

 

12 декабря были утверждены «Требования к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами. Требования к квалификации педагогических кадров». Напомню, что требования предписывали иметь каждой школе АПК тестирования и развития психофизиологических качеств водителя, АПК аудио-видеонаблюдения в каждом учебном ТС и учебный автодром. Оборудованный дорожными знаками, светофорами и иными техническими средствами организации дорожного движения. Документ так же не прошел регистрацию в Минюсте. Об этом говорилось на нашем прошлом семинаре здесь, в Коломне, по поручению которого был написан ряд писем в различные инстанции, включая Правительство РФ. И спустя почти полгода с начала действия данный документ был отменен по представлению Генеральной прокуратуры РФ. Министерством образования был выпущен приказ за № 680 «Об отмене требований…»:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
(Минобрнауки России)

ПРИКАЗ

26 ноября 2009 г. N 680
Об отмене Требований к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами. Требований к квалификации педагогических кадров

В связи с представлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 29 августа 2009 г. N 72/1-640–2009 и на основании письма Министерства юстиции Российской Федерации от 10 июля 2009 г. N 01/7697-ДК

приказываю:

Отменить по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации (письмо от 14 августа 2009 г. N НЛ-15/8191) и Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (письмо от 2 сентября 2009 г. N 13/5-4901) «Требования к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами. Требования к квалификации педагогических кадров», утвержденные 12 декабря 2008 г. Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации и Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Российской Федерации.

Министр
А. Фурсенко

Что же произошло дальше? А дальше требования к учебным организациям «вдруг» оказались в программах подготовки водителей ТС. Это был приказ Минобрнауки от 12.10.2009г. № 395 «Об утверждении примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий». Это те самые программы, которые мы с Вами обсуждали на конференции в Сочи, и по результатам которого родилось обращение конференции в министерства и ведомства, в котором говорилось:

«…Как и предыдущий вариант программы, равно как и вышеуказанные «Требования…», предложенный проект содержит в себе многочисленные нарушения действующего законодательства, изобилует внутренними несоответствиями, местами противоречит здравому смыслу, абсолютно нереален для выполнения в предлагаемые сроки и, кроме того, по мнению участников конференции, содержит значительный коррупционный потенциал.»

Этот проект приказа был направлен в Минюст, однако согласование не прошел. Поскольку в приказе были выявлены положения, «способствующие созданию условий для проявления коррупции». Так же Минюст указал на то, что в приложениях к примерным программам содержатся требования к закрытой площадке, автодрому. Требования к аппаратно-программным комплексам тестирования и развития психофизиологических качеств водителя, требования к тренажерам, к учебным транспортным средствам, что не относится к предмету регулирования рассматриваемого акта. Таким образом, выявлено превышение компетенции Минобрнауки России.

Далее в соответствии с полученными замечаниями Минюста Минобрнауки дорабатывает программы подготовки водителей. В результате появляется приказ за таким же номером 395, с такой же датой – 12 октября 2009 года. Только категории уже значатся А, В, С, Д, Е. И в программе полностью отсутствуют требования к техническому оснащению автошкол. 14 января 2010 года Минобрнауки направляет программы на согласование в Минюст. Однако и этот приказ не проходит регистрацию. В результате приказ 395 «Об утверждении Примерных программ» отменен приказом Минобрнауки от 27.02.2010 г.

Надо отметить, что все перечисленные варианты программ готовились Минобрнауки без привлечения профессиональной общественности, без проведения серьезного обсуждения и экспертизы.

Так же в 2009 году была разработана и утверждена ДОБДД новая методика приема квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами. Которая должна была вступить в действие с 01.11.2011г. с правом досрочного применения. Напомню, что данный документ предусматривал сдачу первого этапа практического экзамена исключительно на автоматизированном автодроме и использование АПК видеофиксации при сдаче второго этапа – «город». По представлению генеральной прокуратуры и министерства юстиции данный вариант методики был отменен.

Результатом неоднократного принятия и отмены различных нормативных актов явилась абсолютная неразбериха на местах, практически полная дезорганизация процесса лицензирования автошкол, продолжающаяся чехарда в толковании нормативных актов.

В регионах стало развиваться местное нормотворчество, зачастую противоречащее федеральному законодательству, да и просто здравому смыслу. В оргкомитет Всероссийского семинара поступило большое количество вопросов и волнующих автошколы проблем. Мы проанализировали эти вопросы и вот какая получается картина: на территории России в настоящее время нет единого подхода к процессу лицензирования автошкол. В различных регионах при прохождении лицензирования требуется:

  • предоставить автодром, обеспечивающий выполнение упражнений, предусмотренных программами обучения, а так же методикой приема квалификационных экзаменов;
  • предоставить схему организации дорожного движения, согласованную с ГИБДД и транспортной инспекцией;
  • получить заключение транспортной инспекции о том, что на автодроме правильно организовано дорожное движение;
  • состояние дорожного покрытия должно соответствовать требованиям ГОСТов, СНИПов, регламентирующих требования к дорогам и дорожным покрытиям (т. есть иметь на автодроме твердое покрытие — бетон, асфальтобетон);
  • предоставлять в лицензирующие органы нотариально заверенные копии документов;
  • наличие договоров с точками горячего питания;
  • при наличии мастеров, являющихся ИП: иметь договор с автостоянкой о предоставлении места для стоянки учебных автомобилей, договор с организацией, проводящей ремонт и ТО учебных автомобилей, договор с мед работником о прохождении предрейсового мед осмотра;
  • в некоторых регионах педагогический состав автошкол обязали, кроме повышения квалификации, проходить аттестацию в межведоиственной комиссии.

А кто может сказать, как организовать требуемое в одном из регионов обязательное упражнение на автодроме «холм с дорожным ограждением по ГОСТам»? Если учесть, что в толковом словаре «холм» определяется, как

ХОЛМ — небольшая наземная возвышенность с мягко очерченными склонами и подошвой, с относительной высотой не более 200 м, хотя абс. может быть большей (напр., на поверхностях выравнивания в горах). Если холм сужен и вытянут в длину, он называется гривой или грядой, если очертания его как бы приплюснуты — увалом. Могут быть денудационными, возникшими при расчленении приподнятых равнин или предгорий (см. Сопка), и образовавшимися в результате аккумулятивных процессов: ледниковых (X. моренные, камовые), эоловых (барханы, дюны, кучевые и бугристые пески) и др.

И это далеко не полный перечень.

На сегодняшний день Минобрнауки подготовлен еще один вариант программ, который был вывешен для обсуждения и внесения предложений на официальном сайте с 22 по 29 марта. Он во многом прогрессивнее своих предшественников. В нем полностью отсутствует пояснительная записка, которая в предыдущих программах регулировала такие нормы, как требования к организации учебного процесса (учебные группы до 30 чел, час академический, астрономический), права и обязанности организации, осуществляющих подготовку водителей, требования к кадровому обеспечению образовательного процесса и т д. Однако есть и в этом проекте моменты, которые, на наш взгляд, являются весьма спорными. И требующими разъяснений. В частности, раздел «Первая помощь».

Как, по мнению Министерства, за 1 час практических занятий (например практическое занятие № 9 раздела «Первая помощь») группа из 30-ти человек отработать практические навыки:

  • наложения бинтовых повязок на раны волосистой части головы, при травмах глаза, уха, носа;
  • оказания первой помощи пострадавшему с черепно-мозговой травмой;
  • придания транспортного положения пострадавшему в сознании, без сознания;
  • наложения повязки при подозрении на открытый перелом костей черепа;
  • порядка оказания первой помощи пострадавшему с травмой груди;
  • наложения повязки при открытой травме груди;
  • наложении повязки на рану при наличии инородного тела в ране;
  • придания транспортного положения при травме груди;
  • приемов оказания первой помощи при закрытой и открытой травмах живота; при наличии инородного тела в ране и выпадении в рану органов брюшной полости?

В настоящее время подготовлены изменения в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», который вводит подкатегории ТС в соответствии с изменениями и дополнениями к Венской Конвенции.

В марте состоялось заседание правительственной комиссии по проведению административной реформы. В протоколе данного заседания п. 2.2 посвящен вопросам оптимизации порядка предоставления государственной услуги по приему квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений и нормативного закрепления условий аккредитации учебных организаций, в том числе:

а) использования для обучения и приема экзаменов аппаратно-программных комплексов, позволяющих принимать теоретический экзамен на получение права на управление транспортными средствами;

б) наличия в учебной организации оборудованных аппаратно-программными комплексами аудио-видеонаблюдения транспортных средств, предназначенных для приема практического экзамена на получение права на управление транспортными средствами;

в) наличия автодрома, оборудованного автоматизированной системой для приема первого этапа практического экзамена или заключенного договора на его использование;

13 марта 2010 г. вступило в действие постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 г. Москва «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в соответствии с которым федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации — разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в юридическую службу федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, размещают эти проекты на своих официальных сайтах в сети Интернет с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

25 марта вступило в действие распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2010 г. N 297-р г. Москва «О мероприятиях по совершенствованию контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования», в котором говорится:

1. В целях совершенствования контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования признать необходимым:

  • ввести бессрочную лицензию на право ведения образовательной деятельности;
  • сократить сроки проведения лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций в 2 раза (соответственно с 90 до 45 и с 210 до 105 дней);
  • сократить перечень документов, представляемых заявителем для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности и для выдачи свидетельства о государственной аккредитации;
  • исключить необходимость проведения экспертизы при лицензировании образовательной деятельности и подтверждении документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях;
  • исключить возмещение заявителем затрат на проведение экспертизы при лицензировании образовательной деятельности и подтверждении документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях (с уточнением при необходимости размера государственной пошлины за совершение соответствующих юридически значимых действий);
  • исключить возмещение заявителем затрат на проведение государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, установить государственную пошлину за совершение соответствующих юридически значимых действий, дифференцированную по типам образовательных учреждений (уровням образовательных программ);
  • обеспечить территориальную доступность получения государственной услуги по подтверждению документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях путем передачи соответствующих полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации для их осуществления.

2. Утвердить прилагаемый план мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования.

3. Установить, что внесение изменений в план, утвержденный настоящим распоряжением, осуществляется по решению Правительственной комиссии по проведению административной реформы без внесения изменений в настоящее распоряжение.

4. Минобрнауки России в течение 2010 года, ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, докладывать в Правительство Российской Федерации о выполнении плана, утвержденного настоящим распоряжением, а также о ходе и результатах реализации мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования.

5. Руководителям федеральных органов исполнительной власти принять необходимые меры по организации выполнения плана, утвержденного настоящим распоряжением.

 

Все эти документы будут подробно обсуждаться сегодня на Всероссийском семинаре. Много отзывов и предложений пришло из регионов в ходе подготовки к семинару.

Уважаемые коллеги! Желаю всем плодотворной работы, новых, интересных контактов, встреч, творческих идей!

 

Спасибо за внимание!

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам 8-(499)-159-7679 или 8-(499)-159-7545, а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика