Google Translate

Электронный вестник МААШ

Подпишитесь на "Электронный вестник МААШ" - бесплатное приложение к журналу "Вестник автошкол Автопросвещение".

E-mail:
Имя:
 

Поиск по сайту

РЕЗОЛЮЦИЯ

Международной научно-практической конференции

«СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЯ»

г. Казань, 26 февраля 2010 года

 

Безопасность — многоаспектная категория, затрагивающая все сферы жизнедеятельности цивилизации: экономическую, военную, политическую, психологическую, экологическую, социальную и т. д. Понятие «безопасность» подразумевает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Целью проведения научно-практической конференции является расширение международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

В работе конференции приняли участие ученые и практики России и из ряда зарубежных стран.

На пленарном заседании конференции участники обсудили ряд вопросов, касающихся деятельности в сфере обеспечения безопасности населения. В частности — составляющие национальной безопасности, безопасность дорожного движения, гуманитарные и медико-экологические аспекты, организационные и технические средства обеспечения безопасности и др.

По итогам работы Международной научно-практической конференции приняты следующие решения по направлениям работы секций.

 

I. Национальная безопасность и ее составляющие

В результате обсуждения на заседании секции аспектов национальной безопасности и ее составляющих участники внесли следующие предложения.

В области безопасности общества и его граждан:
  • разработать комплексный и системный подход к формированию культуры безопасности жизнедеятельности населения на всех уровнях, что позволит повысить уровень образованности людей не только в области безопасности жизнедеятельности, но и в других смежных областях знаний, усилить сплоченность общества перед большинством опасностей, поднять уровень духовно-нравственного, психологического и патриотического воспитания, имидж государства и государственных служб, обеспечивающих безопасность населения;
  • разработать специализированные культурно-просветительские программы для всей сети организаций культуры, общеобразовательных учреждений, системы дополнительного образования и эстетического воспитания, досуговых учреждений. Целью реализации программ должно стать создание и поддержание здоровой социально-психологической и нравственной атмосферы в городах, культивирование у горожан социального оптимизма, солидарности, ответственности и патриотизма, противодействие влиянию антисоциальных и антигуманных субкультур и явлений (криминальных, экстремистских, тоталитарных);
  • разработать и осуществлять разносторонние и последовательные меры по устранению причин и условий, порождающих коррупцию в разных сферах жизни;
  • дать поручение Совету безопасности решить проблему создания единого координационного органа (с участием Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям России, Минтранса России, Минприроды России, МВД России, Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, Минэнерго России и др.) в сфере формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Полномочия этого органа, как показывает анализ, должны состоять, прежде всего, в мониторинге культуры безопасности жизнедеятельности и выработке предложений по государственной политике в этой области, координации деятельности и взаимодействия всех заинтересованных структур, организации разработки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности и др.;
  • решить вопрос создания в Российской академии наук структурного подразделения, занимающегося координацией решения научных проблем как комплексной безопасности в целом, так и формирования культуры безопасности жизнедеятельности в частности;
  • обратить внимание государственных органов на значительное ухудшение демографической ситуации в сельских районах. Рост смертности, снижение рождаемости и миграционного прироста, уменьшение продолжительности жизни не может не вызывать обеспокоенность процессами депопуляции сельского населения;
  • считать, что одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в среднесрочной перспективе является продовольственная безопасность. Продовольственная безопасность обеспечивается за счет развития биотехнологий и импортозамещения по основным продуктам питания, а также путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий, захвата национального зернового рынка иностранными компаниями, бесконтрольного распространения пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги.
  • изучить опыт по созданию системы оптовых продовольственных рынков как интегрированного формирования, в которое входят сельскохозяйственные и перерабатывающие производители, оптовые и другие предприятия;
  • усовершенствовать действующее законодательство с целью разграничения уголовно-наказуемого деяния от административного проступка, для решения возникающей в правоприменительной практике проблемы квалификации деяний, предусмотренных за незаконную добычу водных биологических ресурсов в соответствии с действующим законодательством.
В области безопасности в чрезвычайных ситуациях:
  • повышение безопасности в чрезвычайных ситуациях должно осуществляться посредством: совершенствования правового обеспечения и ужесточения административных мер; внедрения научно-технических достижений в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; формирования культуры безопасности жизнедеятельности;
  • необходимо формировать систему знаний, умений и навыков в области пожарной безопасности в образовательных учреждениях. Обучение должно осуществляться не только в рамках учебных часов, предусмотренных на изучение Основ безопасности жизнедеятельности, но и путем проведения внеклассных мероприятий (классные часы, практикумы, круглые столы, викторины, спартакиады, дидактические игры по пожарной безопасности, День пожарной безопасности, День защиты детей) в течение всего учебного года;
  • совершенствование информационно-пропагандистской политики в сфере защиты населения и территорий Республики Татарстан от чрезвычайных ситуаций является одной из приоритетных задач всех уровней власти и требует более активных действий системы государственного и муниципального управления;
  • при планировании и реализации мероприятий по реабилитации лиц, работающих в экстремальных условиях и пострадавших в чрезвычайных ситуациях, шире использовать достижения экстремальной психологии -отрасли психологической науки, изучающей общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных (непривычных) условиях существования;
  • при оказании психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях особое внимание необходимо уделять факторам культурно-этнической регуляции поведения для построения эффективных стратегий психологической помощи в условиях дефицита времени;
  • дать положительную оценку современным подходам к реабилитации лиц, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, осуществляемым в республиканском центре реабилитации Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан имени Ш. С. Каратая.
В области экологической безопасности:
  • разработка правовой базы для применения строгих мер наказания за экологические преступления;
  • обоснованное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов;
  • снижение загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами и отходами производства и потребления;
  • эффективное использование трудовых, интеллектуальных, информационных, административных и финансовых ресурсов;
  • разработка и реализация программ по эффективному использованию ресурсов на основе прогнозирования абсолютных и удельных показателей ресурсоемкости процессов производства и потребления;
  • рациональное использование ресурсов на всех стадиях жизненного цикла продукции и услуг с учетом организационно — технического уровня экономики, международных и отечественных факторов конкурентного преимущества;
  • создание и развитие высокоэффективных экологически чистых и малоотходных производственных комплексов (производств замкнутого цикла);
  • дальнейшее развитие технологий, позволяющих уменьшить удельный расход ресурсов и создание замкнутых производственных циклов, как альтернативы прямому высоко затратному использованию ресурсов;
  • предотвращение негативных экологических последствий неэффективного использования ресурсов в результате хозяйственной деятельности, учет отдаленных экологических последствий;
  • отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с неэффективным использованием ресурсов или с непредсказуемостью их последствий для окружающей среды;
  • участие гражданского общества, органов самоуправления и бизнессообществ в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области эффективного использования ресурсов;
  • для улучшения экологической ситуации и оздоровления окружающей среды необходимо строить пешеходные переходы и транспортные развязки, а также проводить шумо-газо-поглощающее озеленение прилегающих к перекресткам территорий;
  • использование результатов экспериментальных исследований по выявлению и оценке закономерностей миграции тяжелых металлов металлургических шлаков при применении их в качестве щебня для дорожного строительства;
  • основные пути снижения экологического ущерба от транспорта заключаются в следующем: оптимизация движения городского транспорта, разработка альтернативных энергоисточников, дожигание и очистка органического топлива, создание (модификация) двигателей на альтернативном топливе, защита от шума.

 

II. Безопасность дорожного движения

Первая всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения, проходившая 19–20 ноября 2009 года в Москве, подчеркнула, что безопасность дорожного движения — это комплексная проблема, решение которой должно быть в полной мере интегрировано в национальные стратегии развития транспорта, окружающей среды и здравоохранения и поддержано на местном, региональном, национальном и субнациональном уровнях. Причины смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий тоже обычно носят комплексный характер. Это: неадекватный скоростной режим и превышение скорости; управление транспортным средством в нетрезвом состоянии; ненадлежащее использование ремней безопасности, средств безопасности для детей, шлемов и т. п.; использование старых транспортных средств, транспортных средств в плохом техническом состоянии или в которых отсутствуют средства безопасности; плохо спроектированная или недостаточно обслуживаемая с технической точки зрения дорожная инфраструктура, особенно не обеспечивающая безопасность пешеходов; неудовлетворительные или небезопасные системы общественного транспорта; отсутствие или недостаточное обеспечение соблюдения законодательства в области дорожного движения; недостаточное политическое осознание и отсутствие адекватных служб помощи при травмах и реабилитационных учреждений. Устранение вышеназванных причин значительно снизит долю смертельных случаев и травм.

Значительная доля случаев смерти и травм в результате дорожно-транспортных происшествий связана с профессиональной деятельностью, поэтому осуществление мер по обеспечению безопасности всего парка автотранспортных средств внесет вклад в повышение уровня безопасности дорожного движения.

Учитывая тот факт, что за последние тридцать лет многие страны добились существенного сокращения числа случаев смерти и травм, полученных в результате дорожно-транспортных происшествий путем реализации целевых научно-обоснованных программ по профилактике травматизма, считаем целесообразным продолжать работу в этом направлении и развивать обмен передовым опытом на глобальном уровне.

Намереваясь строить работу на основе успешного опыта, необходимо:

  • усилить ведущую и руководящую роль государственных структур в области безопасности дорожного движения;
  • ставить амбициозные, но выполнимые задачи по снижению дорожно-транспортного травматизма на национальном уровне, и мобилизовать необходимые ресурсы для обеспечения эффективной и устойчивой реализации поставленных задач в рамках системного подхода к обеспечению безопасности;
  • предпринять конкретные шаги по разработке и реализации политики защиты всех участников дорожного движения и, в особенности, наиболее уязвимых групп населения, таких как пешеходы, дети, пожилые люди и инвалиды;
  • приступить к внедрению более безопасных и устойчивых транспортных систем;
  • обеспечить согласованность нормативно-правовых документов по вопросам безопасности дорожного движения и безопасности транспортных средств;
  • обеспечить более полное соблюдение существующего законодательства и, при необходимости, совершенствовать законодательные акты, а также системы регистрации транспортных средств и водителей с учетом международных стандартов;
  • усилить контрольно-надзорную деятельность за счет применения систем и средств автоматической фиксации скорости и других параметров движения;
  • укреплять сотрудничество между соответствующими государственными учреждениями и гражданским обществом;
  • усовершенствовать сбор данных на национальном уровне и их сопоставимость на международном уровне, развивать международное сотрудничество с целью разработки надежных и унифицированных баз данных;
  • укреплять службы оказания добольничной и больничной помощи при травмах, а также службы реабилитации и социальной реинтеграции путем принятия соответствующего законодательства;
  • ускорить внедрение разработанных отечественных технологий в области безопасности на авиационным, железнодорожном, речном, авто транспорте;
  • расширить научное сотрудничество профильных институтов и предприятий транспорта;
  • совершенствовать систему сертификации транспортной продукции;
  • разработать план НИОКР на ближайшую перспективу, наметить мероприятия и определить источники финансирования;
  • использовать опыта зарубежных стран при разработке проектов;
  • развивать системы автоматического управления движением и содержанием автомобильных дорог.

 

III. Гуманитарные проблемы безопасности

В результате обсуждения на заседании секции гуманитарных проблем безопасности участники высказали следующее:

  • образовательная безопасность страны является важной составной частью национальной безопасности, риски высшего образования России являются актуальными и существенно влияют на уровень национальной безопасности;
  • необходима разработка системы транспортного образования населения, особенно актуальна проблема формирования транспортной культуры подрастающего поколения, обусловленная объективной потребностью общества в сохранении жизни и здоровья детей в современной, постоянно развивающейся, высоко динамичной и опасной транспортной среде;
  • одной из главных причин возникновения чрезвычайных ситуаций в современном обществе является человеческий фактор. Поэтому особенно важно воспитать у молодого поколения культуру безопасности, найти способы преодоления агрессивного образа мышления и поведения. Как один из вариантов решения этой задачи предложена интеграция компетентностного и ситуативного подходов;
  • для формирования культуры безопасности следует шире использовать Интернет-ресурсы, создавать информационно-образовательные сайты по безопасности, рассчитанные на различную аудиторию пользователей. Обеспечение безопасности — важнейшая государственная задача, поэтому государственные органы, ведающие вопросами безопасности, должны стать заказчиками программ, сайтов, публикаций, тематических выпусков, печатных изданий, направленных на формирование культуры безопасности;
  • применительно к оказанию психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях важно знать, понимать и учитывать в работе факторы культурно-этнической регуляции поведения для построения эффективных стратегий психологической помощи в условиях дефицита времени;
  • к числу наиболее актуальных проблем современной молодежи относятся, прежде всего, проблемы трудоустройства, материальная необеспеченность, невостребованность со стороны государства, расширение сферы платного образования, трудности самореализации, социальную и правовую незащищенность, упадок нравственности;
  • вся система обучения и воспитания должна быть построена таким образом, чтобы показать ценность жизни и ценность каждого «Я» как в биологическом, так и социальном смысле, сформировать личность, способную к успешной адаптации и социализации в современном обществе, обладающую культурой здоровья, знанием основ безопасности жизнедеятельности. Эффективное решение данных задач обеспечивает проектная деятельность учащихся.
  • заслуживает изучения и распространения опыт работы Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан с приверженцами экстремальных видов спорта. Понимая, что из молодых экстремалов могут получиться в дальнейшем хорошие спасатели, МЧС предоставляет свой учебный центр для их обучения. Опытные преподаватели показывают приемы оказания первой помощи при характерных для экстремальных видов спорта повреждениях;
  • для повышения правового сознания и предупреждения опасного поведения населения в опасных для жизни ситуациях, задействовать всех социальных партнеров в профилактической работе;
  • изучать и распространять опыт работы по изучению Правил дорожного движения в школе;
  • оснащать детские учреждения и дошкольные образовательные учреждения автоплощадками.

 

IV. Медико-биологические аспекты безопасности

Участники обсуждения медико-биологических аспектов безопасности пришли к следующим выводам:

  • навыками первой помощи должен обладать любой человек. С этой целью необходимо ввести в обязательном порядке во всех высших и средних специальных учебных заведениях соответствующий курс с доступным изложением теоретического материала и большим уклоном на практические навыки;
  • необходимо создать систему быстрого реагирования с взаимодействием всех экстренных служб с приоритетом ресурсов на жизнеугрожающие состояния;
  • формирование в обществе понимания ценности человеческой жизни, максимальное содействие службам, участвующим в ее спасении;
  • приоритетное направление амбулаторно-поликлинической педиатрической службы — повышение медицинской грамотности будущих мам, санитарно-просветительская работа, профилактические и скрининговые осмотры, своевременная диагностика и лечение;
  • провести паспортизацию всех источников водоснабжения и всех природных источников воды на предмет содержания токсических веществ, а также превышения предельно допустимых величин ее естественных элементов;
  • максимально использовать цифровые методы исследований, позволяющие проводить, сохранять и передавать изображение, что позволяет увеличивать количество скрининговых исследований на местах, а референсные исследования производить в ведущих диагностических центрах;
  • необходимо постоянно совершенствовать технологии, используемые на догоспитальном этапе.

 

V. Системы и средства обеспечения безопасности

Участники секции внесли следующие предложения.

Активизировать внедрение в практику результатов научно-технических разработок в области:

  • современных технических средств регулирования движения и системы видеофиксации нарушений Правил дорожного движения;
  • повышения активной и пассивной безопасности транспортных средств;
  • внедрения алкозамков;
  • повышения равномерности освещенности дорог в темное время суток;
  • применения новых противогололедных реагентов и эффективных автоматизированных систем распределительного оборудования;
  • оборудования дорог барьерными ограждениями для защиты на случай наезда, опрокидывания;
  • развития систем автоматического управления движением и содержанием автомобильных дорог;
  • применения специальных средств и приборов обеспечивающих безопасность систем, технологических процессов, использования приборов и технологий обеспечивающих высокую степень надежности;
  • использования производственных отходов предприятий в качестве вторичных энергоносителей.

Предлагаем провести оценку достигнутых результатов через два года после проведения международной научно-практической конференции «Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: опыт, проблемы, поиски решения».

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам 8-(499)-159-7679 или 8-(499)-159-7545, а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика