Google Translate

Электронный вестник МААШ

Подпишитесь на "Электронный вестник МААШ" - бесплатное приложение к журналу "Вестник автошкол Автопросвещение".

E-mail:
Имя:
 

Поиск по сайту

kirsanov 

В. А. Кирсанов
Эксперта по проблемам подготовки водителей

 

Уважаемые участники совещания-семинара!

Обсуждая актуальные проблемы развития автомобильных школ в современных условиях, хотел бы остановиться на особенностях формировании рынка образовательных услуг по подготовке водителей за последнее время.

Бурный рост автомобилизации начиная с конца 90-х годов повлек за собой и повышенный спрос на получение права на управление транспортными средствами.

Существующая система подготовки водителей транспортных средств уже не стала справляться с ростом потребностей населения, стали появляться и развиваться частные автошколы.

В 2008 году на территории Российской Федерации имели допуск к данному виду деятельности 8 тыс. 181 учебная организация различных форм собственности, в которых прошли обучения два с половиной миллиона учащихся, из них наибольшее число, 42% или боле одного миллиона человек, получили водительские удостоверения после окончания частных автошкол.

Вместе с тем, в различных регионах развитие частных автошкол складывается по-разному. В основном они востребованы в крупных городах с населением более 1 млн. человек, а также в Краснодарском, Красноярском, Приморском краях, Московской, Калининградской, Кемеровской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, где на их долю приходится подготовка водителей от 50 до 75% от всех прошедших обучение учащихся.

Анализируя сложившуюся систему подготовки водителей транспортных средств можно с уверенностью сказать, что рынок образовательных услуг по подготовке водителей фактически сформировался.

Принадлежность
учебных организаций
Общее количество
учебных организаций
Число лиц
прошедших обучение
Среднее число
учащихся на
1 учебную
организацию
Минобразования 3463 469858 136
Минобороны 150 34107 227
Росавтодор 312 153478 492
РОСТО 1475 642852 436
ВОА 371 154309 416
Частные автошколы 2410 1061818 441

Учебные организации, принадлежащие разным ведомствам, а также и частным лицам в равной степени пользовались спросом у населения. Среднее число учащихся, прошедших в них обучение практически одинаково, около 435 человек (за исключением, в силу их специфики, учебных организаций Минобразования и Минобороны).

Право на управления транспортными средствами получили лица, после прохождения обучения в организациях принадлежащих РОСТО – 25,5%; Минобразования России – 18,7%; Росавтодору – 6,1%; ВОА – 6,1%, Минобороны России – 1,4%, а также в частных автошколах – 42,2%.

Наибольше число лиц проходят обучение в частных автошколах в Северо-Западном Федеральном округе – 50%. Значительно меньше, лишь 28% — в частных автошколах Южного Федерального округа.

В южных регионах, за исключением Краснодарского края, более востребованы учебные организации, принадлежащие РОСТО (от 32 до 52%) или Министерству образования (от 10 до 30%).

Следует отметить специфику развития данного рынка услуг в некоторых регионах, так в республиках Алтай, Бурятия, Белгородской области, Ненецком автономном округе более 40% лиц проходят обучение в организациях, принадлежащих Минобразования России, в Северной Осетии около 17% — в организациях, принадлежащих Минобороны России, в Брянской, Калужской областях более 21% — в организациях, принадлежащих Росавтодору, в республиках Адыгея, Ингушетия, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Липецкой областях более 45% — в организациях, принадлежащих РОСТО, в Волгоградской, Тверской, Магаданской областях более 20% — организациях, принадлежащих ВОА.

В 2008 году самое большое количество водителей транспортных средств – 138,5 тыс. человек, было подготовлено в учебных организациях Московской области, более 100 тыс. – в городах Москва и Санкт-Петербург, более 50 тыс. – в республиках Башкортостан, Татарстан, Краснодарском, Красноярском, Пермском краях, Нижегородской, Самарской, Свердловской, Ростовской, Челябинской областях.

Повсеместное развитие платной образовательной деятельности, различные подходы к порядку и процедуре лицензирования в этой сфере, установленные органами госрегулирования, желание предпринимателей выйти на рынок образовательных услуг без учета потребительского спроса населения привело в некоторых регионах к довольно сильной или недобросовестной конкуренции.

Если учесть, что потребительский спрос населения в образовательных услугах получения права на управление транспортным средством зависит от численности населения, количества зарегистрированных транспортных средств и существующих учебных организаций в том или ином регионе, то путем несложных арифметических действий можно с уверенностью констатировать.

В 2008 году с сильной конкуренцией на рынке образовательных услуг столкнулись учебные организации в республиках Бурятия, Калмыкия, Алтайском, Пермском краях, Амурской, Белгородской, Вологодской, Владимирской, Костромской, Ульяновской областях, Еврейской автономной области.

Довольно комфортно осуществляли свою деятельность учебные организации в республиках Ингушетия, Северная Осетия, Краснодарском крае, Астраханской, Кемеровской, Липецкой, Магаданской, Московской, Самарской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, а также городах Москва и Санкт-Петербург.

Отдельно хотел бы остановиться на допуске к квалификационным экзаменам на право управления транспортными средствами категорий «А» и «В» лиц после самостоятельной подготовки.

В 2008 году данной категорией граждан было получено 197 тыс. 208 водительских удостоверений, что составило 7% от выданных водительских удостоверений после окончания учебных организаций и «самоподготовки».

В некоторых регионах доля лиц, допущенных до квалификационных экзаменов, доходит до абсурдной, так, в республиках Алтай, Бурятия, Забайкальском крае, Архангельской, Вологодской, Брянской, Мурманской, Смоленской областях, г. Москве она превышает 20-25%.

По сравнению с 2007 годом количество выданных водительских удостоверений после «самоподготовки» в целом по стране увеличилось на 10,5%.

Число лиц, получивших водительские удостоверения после самоподготовки, превышают число водителей, прошедших обучение во всех учебных организациях целого Дальневосточного Федерального округа (103 тыс. 95 учащихся) или во всех организациях Росавтодора (153 тыс. 478 человек), или ВОА (154 тыс. 309 человек).

Данный пробел в Федеральном Законе РФ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995г. и сложившаяся практика системы допуска к квалификационным экзаменам дает предпосылки к развитию коррупции и теневой экономики в структуре рынка образовательных услуг по подготовке водителей.

Если взять за основу среднюю стоимость подготовки одного водителя в учебной организации (16–20 тыс. рублей), то только за год рынок потерял около 4 млрд. рублей, а соответственно и государство в виде налоговых поступлений. На такие средства можно было бы построить около 70 автоматизированных автодромов для подготовки водителей по Корейской технологии.

Попытки инициировать Департаментом ОБДД МВД России внесение изменений в ст. 26 вышеуказанного Закона не увенчались успехом. Дело в том, что данный Закон носит «рамочный» характер, при его изучении были выявлены существенные недостатки, которые требуют замены Закона в целом. Очевидно, Вы знаете, что с 2005 года под руководством члена Совета Федерации, бывшего начальника Главного Управления Госавтоинспекции Федорова Владимира Александровича, ведется разработка нового закона «О дорожном движении» взамен существующего № 196-ФЗ от 10.12.1995г.

Также Госавтоинспекцией Краснодарского края, Московской области, в других регионах предпринимались попытки отрегулировать данный вопрос. Однако решения судебных органов, прокуратуры отменили принятые ведомственные акты на основании все той же злополучной ст. 26 Закона.

Для объективной оценки данного вопроса представляется важным рассмотреть степень влияния на состояние обстановки с аварийностью водителей транспортных средств, сдавших квалификационные экзамены после «самоподготовки», и водителей прошедших обучение в учебных организациях.

В 2008 году на территории Российской Федерации отмечается общее снижение основных показателей аварийности в среднем на 7%. По вине водителей со стажем управления до трех лет — на 5%.

В тоже время в республиках Татарстан, Адыгея, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Ингушетия, Чечня, Белгородской, Курской, Ленинградской, Мурманской, Пензенской, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Магаданской областях, г. Санкт-Петербурге количество дорожно-транспортных происшествий по вине начинающих водителей увеличилось на 11 и более процентов. При этом в вышеперечисленных регионах доля приема экзаменов в Госавтоинспекции после «самоподготовки» не превышает 0,7 – 5%. Основное число начинающих водителей в таких регионах заканчивали учебные организации, принадлежащие РОСТО или частным лицам.

Также сложно провести параллель между уровнем аварийности и процентом сдачи квалификационных экзаменов с первого раза. В вышеперечисленных регионах, где уровень аварийности по вине начинающих водителей в прошлом году резко увеличился, показатели успешного прохождения аттестации на право управления транспортными средствами резко отличаются, от 23 до 70%.

Одним из существенных субъективных факторов, влияющих на состояние аварийности в стране, является сознательное игнорирование водителями требований безопасности дорожного движения.

Социологические исследования показывают, что абсолютное большинство водителей вполне осознанно идет на нарушение правил дорожного движения (не нарушали правила в течение месяца менее 10% респондентов).

Почти половина опрошенных считают, что нарушать правила их «заставляла» дорожная ситуация (плохое состояние дорог, недостатки в организации движения, высокая интенсивность движения и т. п.).

Одна треть водителей не соотносит свои действия с интересами других участников движения, каждый четвертый показал, что просто отвыкли от дисциплины и порядка на дорогах, нарушали правила по привычке или заодно с другими участниками дорожного движения.

В 2008 году сотрудниками Госавтоинспекции были приняты решения об административных правонарушениях в отношении 42,6 млн. водителей транспортных средств, по сравнению с 2007 годом количество таких правонарушений увеличилось на 8,9%. Массовость нарушений свидетельствует о том, что сложившаяся система государственного воздействия на сознание участников дорожного движения не приносит желаемых результатов. Административные методы предупреждения дорожно-транспортных происшествий, являясь в целом эффективной формой профилактики, тем не менее, исчерпали себя.

Положение с аварийностью в значительной степени определяется уровнем подготовки кандидатов в водители, в том числе уровнем правового сознания своего поведения при управлении транспортным средством, которое он получит при обучении в учебной организации.

Введение курса психологии в новые примерные программы должно научить будущего водителя контролировать себя при управлении транспортным средством, правильно выбирать безопасный стиль вождения, с уважением относиться к другими участниками дорожного движения.

Существующая нормативная правовая база не в полной мере соответствует структуре и современным методам государственного регулирования правоотношений в области оказания платных образовательных услуг.

Разработка нормативных правовых актов осуществляется не систематизировано, не координируется на основе единых принципов.

Основополагающий документ «Положение о порядке и сроках подготовки и переподготовки (повышения квалификации) водителей автотранспортных средств» утвержденное еще в 1985 году не учитывает ряд кардинальных изменений, произошедших в стране, в том числе связанных с формированием рынка платных образовательных услуг.

Некоторые положения Федерального Закона «Об образовании», Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», Постановления Правительства РФ«Об утверждении перечня профессий начального профессионального образования» № 823 от 26.10.2000г. и др. содержат противоречия, дублирование и пробелы.

Требуют нормативно-правовой регламентации вопросы по определению статуса автошколы, аренде федерального и муниципального имущества, распределению компетенции между контрольно-надзорными органами, в частности, подразделениями Госавтоинспекции и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Пробелы в правовом поле, установленный порядок и процедуры лицензирования позволили допустить к образовательной деятельности большое количество недобросовестных участников, не имеющих собственной материально-технической базы, квалифицированных преподавательских кадров, не выполняющих в полном объеме программы обучения.

Что в свою очередь породило развитие теневого сектора в экономике, автошкол однодневок, коррупцию как в среде надзорных органов, так и среди руководителей автошкол.

Принятие конструктивных решений по противостоянию недобросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг позволит создать эффективную систему по подготовке водителей транспортных средств, внедрять новейшие технологии в учебный процесс.

На основании предварительного анализа развития системы подготовки водителей транспортных средств позволю себе сделать следующие выводы.

Рынок образовательных услуг по подготовке водителей транспортных средств вполне сформировался, однако остается актуальной проблема объединения всех учебных организаций для отстаивания своих интересов в органах государственной и исполнительной власти, осуществления своей деятельности в рамках взаимных обязательств.

Для обеспечения добросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг необходимо на базе профессиональных объединений (союзов) создание эффективной системы регулирования административно-управленческих процессов, новых механизмов оценки качества подготовки водителей в учебных организациях независимо от их форм собственности.

Новые программы, требования к техническому оснащению учебных организаций безусловно должны повысить уровень подготовки водителей транспортных средств.

Однако нововведения предварительно должны были пройти апробацию в учебном процессе, а сегодня в стране нет единой системы организационно-методического и программного обеспечения учебного процесса подготовки водителей. Отсутствуют базовые учебные предприятия по внедрению современного оборудования и новых методик для подготовки водителей, подготовки и повышения квалификации преподавателей, мастеров производственного обучения, руководителей автошкол.

Также сомнительно, что за 6 месяцев в условиях кризисной ситуации в стране, многие учебные организации найдут дополнительные финансовые средства на модернизацию своей материально-технической базы.

Требуется внесение дополнений и изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность государственных надзорных органов и учебных организаций по подготовке водителей транспортных средств.

Без непосредственного участия профессиональных объединений (союзов), каждой учебной организации в нормотворческой работе, инициирования своих предложений в законодательных органах территориального и федерального уровня, отстаивания своих интересов в судебных инстанциях, каких-либо серьезных изменений в системе подготовки водителей не произойдет.

Спасибо за внимание.

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам 8-(499)-159-7679 или 8-(499)-159-7545, а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика