Google Translate

Электронный вестник МААШ

Подпишитесь на "Электронный вестник МААШ" - бесплатное приложение к журналу "Вестник автошкол Автопросвещение".

E-mail:
Имя:
 

Поиск по сайту

vinogradov  

Сергей Артемьевич Виноградов
Первый заместитель председателя Центрального Совета ДОСВАМ, г. Тольятти

 

В процессе планирования практических действий особо важное значение имеет учет положительного и отрицательного опыта деятельности. Для изложения по предложенной тематике выявленных частных проблем использования автодромов в учебном процессе приведем необходимые определения.

Прежде всего, используем общепринятое понятие автодрома или толкование и определение термина «автодром» в сборниках словарей: «Автодром – автомобильный полигон, дороги (скоростные, с неровным твердым покрытием, пересеченные препятствиями) и сооружения, используемые для проведения испытаний автомобилей, территория, используемая для занятий автомобильным спортом, соревнований, а также для обучения вождению автотранспорта».

Поскольку на протяжении последних лет актуальными являются вопросы автоматизации автодромов, приведем классическое понятие автоматизации для применения в нашем случае: «Автоматизация — одно из направлений научно-технического прогресса, применение саморегулирующих технических средств, освобождающих человека от участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования информации, существенно уменьшающих степень этого участия или трудоемкость выполняемых операций. Автоматизация требует и основана на дополнительном применении датчиков (сенсоров), устройств ввода, управляющих устройств (контроллеров), исполнительных устройств, устройств вывода, использующих электронную технику и методы вычислений, иногда копирующие мыслительные функции человека. По отношению к известному термину автоматический, используется понятие автоматизированный, подчеркивающее относительно большую степень участия человека в процессе».

Изначально основной целью автоматизации является повышение производительности труда, улучшение качества продукции, оптимизация управления, устранение субъективного влияния человека на выполнение технических операций. Автоматизация, за исключением простейших случаев, требует комплексного, системного подхода к решению задачи, поэтому решения стоящих перед автоматизацией задач обычно называются системами, т. е. единым целым, состоящим из отдельных элементов.

Таким образом, в нашем случае, речь будет идти об автоматизированном автодроме, как комплексе специальных технических средств и сооружений, предназначенных для обучения и, в перспективе — приема первого этапа практического экзамена с использованием электронной системы контроля и оценки навыков управления транспортными средствами кандидатов в водители.

В условиях действующих руководящих и нормативных документов основная цель внедрения в учебный процесс автоматизированного автодрома — повышение качества обучения за счет точности и объективности оценки степени готовности кандидатов в водители путем применения компьютерного способа начисления баллов и контроля за процессом обучения.

Что можно отнести к историческим предпосылкам использования закрытых площадок и автодромов, на базе которых ведется в настоящее время подготовка водителей транспортных средств?

Для осуществления образовательной деятельности необходимо установленным порядком пройти процедуру лицензирования. На протяжении последних лет неоднократно органами исполнительной власти и ведомственными документами принимались (устанавливались), отменялись и изменялись требования к образовательным учреждениям и организациям по их оснащению техническими средствами. Об этой проблеме неоднократно говорилось на конференциях и семинарах МААШ. В настоящее время, с учетом постановления Правительства РФ от 16 марта 2011 г. № 174 «Положение о лицензировании образовательной деятельности» предусматривается в виде лицензионных требований наличие в собственности или на ином законном основании оснащенных сооружений и территорий, необходимых для проведения практических занятий. Лицензирующий орган в процессе взаимодействия с органами исполнительной власти запрашивает заключения и подтверждение сведений, в том числе и от ГИБДД, о соответствии учебно-материальной базы заявляемому виду деятельности. При этом наличие у учебной организации автодрома или договора на использование в учебном процессе автодрома по-прежнему требуется.

Наличие закрытых площадок (автодромов) было обязательным и остается необходимым для сдачи первого этапа в соответствии с действующей методикой проведения практического экзамена (первый этап). При этом особые требования предъявляются к покрытию (ровное, однородное, коэффициент сцепления и проч.). Постановление правительства РФ от 15 декабря 1999 г. № 1396 и утвержденные этим постановлением Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений (п.24), а так же действующая Методика проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами (раздел III) предусматривают проведение первого этапа практического экзамена на закрытой от движения площадке или автодроме.

Рабочие учебные программы, разработанные на основе утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 18 июня 2010 г. № 636 Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий, предусматривают контрольные занятия первоначального обучения вождению на закрытой площадке (автодроме).

Предпосылками автоматизации автодромов являются:

  • Ведомственные рекомендации (ГИБДД), в различной форме, на различного уровня совещаниях и мероприятиях, проводимых с руководителями образовательных заведений, на которых неоднократно было рекомендовано строить и оборудовать автоматизированные автодромы с учетом существующих проблем квалификационных испытаний кандидатов в водители.
  • Решения региональных и местных органов исполнительной власти. Например: по решению межведомственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения в Самарской области (от 26.03.2009 года) на совещании при руководителе департамента общественной безопасности мэрии городского округа Тольятти нам было рекомендовано реконструировать существующий автодром с его автоматизацией для подготовки водителей транспортных средств.
  • Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 гг.», предусматривающая развитие системы подготовки водителей транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении.
  • Планируемая в перспективе аккредитация образовательных организаций: распоряжение Правительства РФ от 15 июля 2010 года № 1174-р с признанием необходимости введения механизма добровольной аккредитации образовательных учреждений и организаций, положения которого предусматривают установление в качестве условия аккредитации наличия автодрома, оборудованного автоматизированной системой для приема первого этапа практического экзамена.
  • Анализ тенденций научно-технического прогресса и развития современных отечественных технологий. Нами были представлены соответствующие материалы на семинаре в г. Коломне в марте этого года.
  • Решения семинаров и конференций МААШ по совершенствованию подготовки, повышению ее качества (например: на Одиннадцатой международной конференции, в 2008 году, признано целесообразным внедрение автоматизированных автодромов).

При этом мы учитывали неоднократные, в процессе совместного с представителями ГИБДД обсуждения существующих в настоящее время проблем, предложения специалистов автоматизировать автодромы во избежание влияния субъективного фактора оценки результатов квалификационных испытаний, сокращения контрольного норматива времени на проведение практического экзамена, привлечения меньшего количества государственных инспекторов и увеличения численности экзаменуемых кандидатов в водители.

В условиях непрерывной практической деятельности образовательных организаций мы хотели бы (нормальное желание нормальных специалистов) заранее предусмотреть ввод в действие руководящих и нормативных документов, регламентирующих деятельность. Негативная законодательная практика известна и не прекращается, когда принимается закон, а механизма нет (техосмотры, страхование и проч.), что свидетельствует об отсутствии в настоящее время единой государственной концепции подготовки водителей транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.

В результате в 2009 – 2010 годах в границах Группы Компаний ДОСВАМ реализована автоматизация автодрома в г. Тольятти Самарской области и подготовлен автодром в Первомайском районе Оренбургской области.

В марте этого года на семинаре в г. Коломне представлен доклад по использованию в учебном процессе автоматизированного автодрома с применением отечественной навигационной системы ГЛОНАСС.

Нашей целью является не только повышение точности и объективности оценки степени подготовленности кандидата в водители путем применения компьютеризированного способа начисления баллов, но и, главным образом, на основе современных методик и технических достижений значительно повысить качество обучения кандидатов в водители и тем самым внести вклад в обеспечение безопасности дорожного движения.

Информация по результатам выполнения контрольных упражнений выдается не только на дисплей бортового устройства, но и в распечатанном виде, что позволяет разобрать и проанализировать ошибки по окончании практического занятия.

С учетом того, что в прошлые годы автошколам настоятельно рекомендовалось автоматизировать автодромы только на основе корейских технологий, характеризующихся затратами, непосильными (зачастую) большинству учебных организаций, имеет смысл перечислить достоинства предлагаемых отечественных технологий автоматизации автодромов/

Преимущества автоматизации с использованием ГЛОНАСС:

  • Сокращение объемов и сроков строительных и монтажных работ по сравнению с аналогичными автодромами на базе датчиков давления (механических датчиков).
  • Возможность оперативной перенастройки программы контроля или сдачи экзаменов при изменении нормативно-технических требований к автоматизированным автодромам. Быстрая адаптация автоматизированного комплекса к любой методике приема экзаменов.
  • Автоматизация существующих автодромов без существенных конструктивных изменений в сокращенные сроки.
  • Сокращение эксплуатационных затрат и повышение надежности работы оборудования автодрома.
  • Отсутствие механических датчиков наезда на контрольные линии позволяет использовать оборудование круглогодично не снижая точности регистрации ошибок в любых климатических зонах Российской Федерации и допускает механизированную уборку площадки от снега. В условиях гололеда возможно использование шипованой резины.
  • Повышение безопасности движения на автодроме при первичном обучении курсантов за счет блокировки автомобиля с рабочего места диспетчера при отклонении от заданного маршрута.
  • Высокая объективность оценки результатов за счет сохранения архивов фото и видеоматериалов факта наезда на контрольные линии разметки.
  • Защита результатов выполнения контрольных упражнений от несанкционированного доступа и фальсификации оценки.
  • Контроль и управление перемещением каждого автомобиля на площадке автодрома за счет использования собственного навигационного устройства.

Что же мы имеем, в итоге, через год эксплуатации автоматизированного автодрома в г. Тольятти?

Позитивные результаты:

  1. Зафиксирована положительная тенденция повышения качества подготовки обучаемых к экзамену по практическому вождению:

  1. Лицензирование и заключения по соответствию требованиям УМБ образовательных организаций без задержек и необходимости дополнительных действий.
  2. Положительные решения различного уровня и рода комиссий и проверок инспектирующих и иных органов.
  3. Формирование позитивного общественного мнения, рейтинг образовательной организации.
  4. Дополнительный приток клиентов и обучаемых.
  5. Прогресс учебного процесса за счет использования передовых и перспективных технологий.

Негативные аспекты:

  1. До сих пор, по прежнему неясна и не понятна ведомственные и государственная политики по отношению к перспективам использования в учебном процессе автодромов, затягивание принятия новой методики экзаменов. Общественное мнение четко разделено: кто не имеет – отвечает отрицательно (большинство), кто использует – хотел бы компенсировать затраты. В итоге мы имеем противоречивые и бесконечные рассуждения (иллюстрацией могут быть данные из доклада Президента МААШ на мартовском семинаре).
  2. Отсутствие механизма по компенсации понесенных расходов. Более того, учебные организации, на базе которых проводится экзамен практического вождения, несут дополнительные затраты на ГСМ, содержание выделяемых учебных транспортных средств и т. д.
  3. Возросшее количество проверок по обращениям, зачастую анонимных, в контролирующие органы, сфабрикованные от имени коллективов наших образовательных организаций.
  4. Ранее по результатам экзаменов в ГИБДД в учебные организации с низкими процентами сдачи официально направлялись запросы, которые являлись основанием для стимулирования преподавательского состава и мастеров. В условиях неофициального снижения процента сдавших экзамен по практическому вождению с первого раза (установленный ГИБДД) теряется положительная практика стремления коллективов образовательных организаций к повышению качества практического обучения.

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам 8-(499)-159-7679 или 8-(499)-159-7545, а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика