Google Translate

Электронный вестник МААШ

Подпишитесь на "Электронный вестник МААШ" - бесплатное приложение к журналу "Вестник автошкол Автопросвещение".

E-mail:
Имя:
 

Поиск по сайту

savchenko 

Сергей Владимирович Савченко
Автор учебно-методических пособий и учебного курса «Управляй Уверенно и Безопасно», г. Москва  

 

На дорогах Российской Федерации происходит огромное число дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Анализ данных ДТП показывает, что почти 80% происшествий происходит по вине водителей.

При этом основная оценка действий водителя с точки зрения ГИБДД «Нарушил Правила», или «Не справился с управлением» однако есть еще личная оценка своих действий виновника — «Не рассчитал», «Не заметил», «Не учел», «Не вписался в поворот», «Занесло», «Не предвидел»,

Если провести анализ аварий по годам, например, 2006 и 2009, можно выявить типичные ошибки водителей.

Из этого можно сделать вывод, что если человек попал в аварию, значит, это произошло вследствие пробелов в обучении и отсутствии у него необходимых знаний и навыков.

В качестве примера можно рассмотреть изучение Алфавита.

Для того чтобы научиться читать и писать, мы должны выучить 33 буквы алфавита, т. е. выполнить упражнения, чтобы запомнить, произнести и написать все буквы от А до Я. И если не выучить несколько букв, у нас будут проблемы с чтением или письмом.

То же самое в обучении вождению, если в процессе обучения человек не приобрел необходимые знания и навыки, то в будущем у него будут проблемы.

Значит, можно предположить, что основная причина аварий на дорогах заключается в плохой подготовке водителей, и для решения этой проблемы необходимо что-то изменить в процессе обучения.

Мой опыт преподавания и личные наблюдения за процессом обучения в автошколе позволил разработать эффективную методику обучения, которая лежит в основе «Курса безопасного вождения «Управляй Уверенно и Безопасно»».

 

О новой методике обучения практическому вождению

Основная цель курса – систематизировать знания по вождению автомобиля и отработать алгоритмы действий водителя в различных ситуациях.

В качестве основного способа обучения используется комплекс из 33 упражнений, с определенными методами обучения.

При обучении используется индивидуальная форма обучения.

 

Условия обучения

  1. Закрытая площадка для проведения учебных занятий (80×20 м)
  2. Кольцевой маршрут на дороге с небольшим движением. Длиной 2–2.5 км, имеющий прямые 400–500 м, 3–4 поворота разного радиуса, подъемом и спуском.
  3. Учебный автомобиль
  4. Комплект пластиковых конусов и стоек.

Эффективная методика обучения практическому вождению автомобиля, позволяет в процессе подготовки водителя осуществлять формирование комплекса знаний, умений, навыков, необходимые для безопасного вождения.

Все методические разработки основаны на многолетнем опыте работы и выполнены с учетом психологии восприятия людей, проходящих обучение.

В основе методики лежит принцип систематичности и последова­тельности обучения, который означает, что учебный материал дается по определенной системе и в логической последовательности, с целью лучшего его усвоения.

Отражением систематичности и последовательности обучения являются этапы обучения, в которых предусмотрена определенная последовательность упражнений.

Анализ деятельности человека за рулем позволяет наметить три этапа подготовки, которые он должен пройти последовательно по мере совершенствования своего водительского мастерства. Причем, каждый предыдущий этап необходим для овладения последующим.

 

Первый этап. Основная задача этапа выработать у обучаемого двигательные навыки.

Двигательные навыки являются важными в деятельности водителя. Именно двигательные навыки, доведенные до уровня автоматизма действий, позволяют водителю тратить меньше времени на выполнение каждого действия.

Многие инструкторы допускают ошибку, и приуменьшают значение двигательных навыков человека. Они считают, если ученик обладает быстрой реакцией, он может быстро и точно выполнять действия при выполнении сложного движения. Однако наиболее важным фактором в двигательных навыках является скорость движений, а не время реакции.

Таким образом, основное внимание при обучении двигательным навыкам необходимо уделять развитию у обучаемого максимально возможной скорости движений.

Этап включает упражнения, которые позволяют приобрести основные навыки управления автомобилем (посадка водителя, вращение руля, переключение передач, действия педалями и другими органами управления).

Основные элементы этапа

Посадка водителя важный элемент рационального и безопасного управления автомобилем, так как правильное положение обеспечивает длительную работу без утомления. Кроме этого оптимальная посадка должна обеспечивать в любой момент возможность для быстрых и координированных действий при любых маневрах.

Скоростной способ вращения руля позволяет за счет рациональной координации движений (четкая последовательность перехватов, т. е. перестановка рук по короткому пути) увеличить скорость вращения руля.

Это необходимо уметь водителю для маневрирования в ограниченном пространстве, ликвидации заноса, и при экстренном объезде препятствия.

Техника работы педалями и переключение передачпозволяет исключить в будущем при обучении отвлечение внимания на органы управления.

 

Второй этап. Основная задача второго этапа сформировать сенсорные навыки — это навыки восприятия, в которых главную роль играют органы чувств.

Сенсорные навыки играют важную роль при оценке скорости движения автомобиля, и отклонений автомобиля от направления движения.

Этап включает упражнения, которые позволяют сформировать визуальные представления об ориентирах положения и прогнозирования траектории движения автомобиля на дороге, отработать навыки – глазомерной оценки расстояний и габаритов автомобиля, чувство автомобиля (способность по ощущениям оценивать поведение автомобиля на дороге).

В начале этапа необходимо научиться управлять скоростью автомобиля и строить траекторию движения автомобиля. Затем освоить маневрирование в ограниченном пространстве.

В конце этапа необходимо освоить технику и тактику основных маневров на дороге. Разгон и эффективное торможение автомобиля.

Перестроение, Повороты, Объезд, Обгон.

Основные элементы этапа.

Первая часть этапа с обучением на площадке

Управление скоростью движения. Первоначальные навыки контроля скорости (начало движения, движение по прямой и остановка).

Прежде чем начать движение, необходимо представлять себе, как остановить автомобиль.

Расчет и контроль траектории автомобиля.

Совершенствование навыков вращения руля и распределение внимания для своевременной коррекции траектории автомобиля.

Габаритная подготовка. (Фигурное вождение)

(ворота, змейка, въезд в бокс, парковка, выезд с парковки и т. д.). Чтобы уверенно управлять автомобилем на участках с ограниченными размерами водитель должен научиться чувствовать габариты автомобиля, и представлять себе, как перемещаются крайние точки кузова на повороте.

После освоения этих упражнений и уверенного их выполнения обучение продолжается на дороге с небольшим движением. Лучше всего если это будет кольцевой маршрут длиной 2–2,5 км, с прямыми участками 500–700 м, 3–4 разными поворотами, с подъемом и спуском.

Вторая часть этапа на кольцевом маршруте

Расчет безопасной скорости движения и остановочного пути.

Формирование умения быстрого определения безопасной скорости автомобиля и расчета остановочного пути.

Совершенствование техники разгона и эффективного торможения.

Изучение техники плавного и интенсивного разгона, а также различных способов торможения, чтобы развить чувство автомобиля (способность по ощущениям оценивать поведение автомобиля на дороге) и

научиться контролировать автомобиль.

Основные маневры. Изучение техники безопасного выполнения поворотов, перестроений, объездов препятствия и обгона.

Преодоление психологического барьера скорости 40-60-80.

С увеличением скорости уменьшается время для оценки ситуации и принятия решения. Необходимо для подготовки обучаемого к сложным условиям движения в потоке.

После двух этапов, обучаемый полностью осваивает технику и тактику вождения и обучение можно продолжить на других учебных трассах в различных условиях движения.

 

Третий этап. Основная задача третьего этапа отработать мыслительные или умственные навыки. Эти навыки являются основой безопасного управления, и помогают водителю прогнозировать дорожную ситуацию и предотвращать опасные ситуации на дороге.

Этап позволяет освоить эффективные алгоритмы действий в различных ситуациях, прогнозирование поведения участников движения в различных условиях, что помогает избежать критических ситуаций.

Основные элементы этапа

Прогнозирование ситуации. Формирование навыков правильного восприятия, оценки дорожной обстановки, умения предви­деть ее возможные изменения, и принятия безопасного решения и его реализация

  • рациональный обзор окружающей обстановки и видимость вашего автомобиля другими участниками движения;
  • наличие безопасного пространства вокруг вашего автомобиля (безопасные дистанция и интервал);
  • выбор оптимальной скорости движения для данной дорожной обстановки.
  • прогнозирование изменений дорожной обстановки

Контраварийная подготовка. Водительское мастерство заключается не только в умении предупредить опасность, но и если их создал кто-то другой, предотвращать их последствия. Важно знать, как действовать в опасной ситуации.

Классификация дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

Статистика ДТП. Анализ причин и обстоятельств ДТП.

Ошибки водителей в технике и тактике вождения.

Опасные зоны. Где, что и когда может произойти на дороге.

Опасные ситуации. Типичные дорожно-транспортные ситуации повышенной опасности.

О чем свидетельствуют краш-тесты автомобилей.

Искусство совершать аварию. За секунду до столкновения.

Действия водителя в аварийных ситуациях.

Результатом обучения с последовательным прохождением трех этапов является свободное управление автомобилем в различных дорожных ситуациях.

 

О методике обучения

Начинающий водитель сталкивается с большим пото­ком информации, усвоить которую необходимо за очень корот­кий срок. Чтобы управлять автомобилем, важно научиться вы­полнять множество действий в определенной последовательнос­ти.

Методику обучения составляют самые эффективные приемы управления автомобилем, влияющие на безопасность движения. Эти приемы предназначены для использования на обычных дорогах.

В процессе обучения используются простые термины для обозначения действий, помогающих более доступно объяснить суть приемов управления.

Особенность методики, заключается в том, что навыки формируются с помощью упражнений – в виде простых алгоритмов (порядка действий).

Цель упражнений — отработать до авто­матизма необходимые навыки за счет рациональной координации движений или четкой последовательности действий.

Упражнения позволяют моделировать ситуации и изучать их в безопасных условиях. Это позволяет быстро отработать эффективные приемы управления автомобилем.

Упражнения расположены в определенной последовательности от простого с сложному. В каждом упражнении сначала изучаются отдельные элементы движения и затем объединяются в одно целостное действие.

Тренировка всех действий, производится последовательно по упражнениям.

Практика свидетельствует о том, что ученик лучше усваивает материал, когда он предлагается по порядку в определенной последовательности.

При этом материал усваивается лучше и быстрее, когда отработка упражнения, сопровождается комментариями или визуальным представлением действий. Это позволяет быстро приобрести навыки мыслительных и практических действий.

Добиться высокой степени автоматизма навыков у обучаемого помогают многократные повторения. Повторение действий до 100 раз на одном занятии повышают надежность водителя в сложных условиях дорожного движения.

 

О правилах обучения.

При выполнении упражнений обучаемый должен понимать смысл и последовательность всех действий и движений.

Ученик сначала знакомится с теоретической стороной каждого упражнения. Он должен узнать и запомнить, какие действия и в какой последовательности он должен сделать.

Затем выполнить упражнение и после этого с помощью инструктора устранить возникающие ошибки.

Игнорирование этого правила, из-за предположения, что ученик и так знает, почему он выполняет то или иное упражнение, нередко делает тренировку менее эффективной.

Очень важно, чтобы обучение на каждом этапе это происходило обяза­тельно под контролем инструктора, чтобы не сформиро­вались неправильные навыки.

Обучаемый должен знать ошибки, допущенные в результате каждого действия, чтобы при повторении направить усилия на их устранение.

Если у обучаемого нет информации о его ошибках, это значительно затрудняет формирование правильных навыков.

 

О методах обучения

Чтобы уменьшить трудности в процессе обучения мы используем следующие методы обучения.

Метод творческого воображения.

Речь идет об идеомоторике – это способ мысленного воспроизведения действий или движений в определенной последовательности, что позволяет быстро сформировать двигательные навыки.

Этот способ используется в спорте, игре на музыкальных инструментах и др.

Основания его лежат в области физиологии и психологии.

В ходе такого рода тренировки ученикам предлагается представить мысленно, что они выполняют какое-то движение.

Иногда им предлагается описать дополнительные движения, необходимые для выполнения основного движения. Таким образом, у обучаемого формируется основа предстоящих действий.

 

Метод комментируемого управления автомобилем

Используемый метод сводится к тому, что в процессе обучения инструктор объясняет последовательность действий, а ученик комментирует порядок действий, повторяя несколько раз, и только затем приступает к отработке упражнения.

Таким образом, повторяя порядок действий того или иного упражнения, и затем выполняет их, человек закрепляет условные рефлексы, которые образуются при формировании двигатель­ных навыков.

 

Метод моделирования ситуаций

Даже хорошо выработанные навыки управления автомобилем не всегда могут обеспечить благоприятный исход опасных ситуаций.

Для действий в различных опасных ситуациях необходимо выработать навыки, наличие которых является важным элементом мастерства водителя.

Ввиду невозможности обучения водителей действиям в реальных аварийных дорожных ситуациях возникает необходимость моделирования таких ситуаций. Моделирование ситуации предполагает построение модели ситуации, и ее анализ.

Суть этого метода заключается в том, что большое количество ситуаций, аналогичных в каком-то существенном отношении, объединяются в одну или несколько обобщенных ситуаций, для которых и разрабатывается оптимальная программа принятия решений и проведения практических действий.

С помощью моделирования ситуаций можно заранее приобрести навыки, которые позволяют впоследствии оптимальным образом действовать в реальных ситуациях.

 

ПРИМЕР. Упражнение «Повороты»

«Ошибка в выборе скорости движения»

Приобретение опыта путем выполнения действий с ошибками.

Для реализации учебных задач обучаемый выполняет маневр, который может создать опасную ситуацию.

Превышение скорости на повороте. В результате возникает момент с потерей устойчивости и управляемости, что приводит к изменению траектории автомобиля. Это позволяет увидеть ученику результат неправильных действий.

Метод контрольных вопросов.

Метод позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях учащихся. Суть метода состоит в использовании при обучении списка специально подготовленных вопросов. Сила метода контрольных вопросов в том, что он формируется на основе опыта специалистов.

Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления.

 

Учебное пособие

В процессе обучения начинающему водителю необходимо иметь представление о том, что он вообще должен знать и уметь. Какие навыки необходимо приобрести для вождения автомобиля в различных дорожных и погодных условиях.

Исходя из этого, начинающему водителю нужен дополнительный источник информации, для получения необходимых знаний.

В качестве учебного пособия используется книга «Вождение автомобиля» Самоучитель. Азбука водительского мастерства. Секреты безопасного вождения.

В ней содержится информация необходимая для подготовки безопасного водителя. Последовательность изложения информации от простого к сложному, позволяет легко усваивать необходимый материал.

Для обучения на первом этапе в краткой и доступной форме изложены упражнения, а их содержание позволяет найти ответы на вопросы:

какие действия и приемы используются и для чего, как, почему, и в какой последовательности выполняется каждое из них?

Обычные занятия по вождению становятся более эффективными.

При таком подходе к обучению сокращается время на повторение материала. Если ученик что-то забывает, имея учебное пособие, может повторить материал, чтобы инструктору не приходилось все объяснять снова.

Для обучения на втором этапе в книге подробно описана тактика вождения автомобиля, что позволяет приобрести знания и навыки выбора безопасного режима движения и выполнения основных маневров, в зависимости от дорожной обстановки.

Для обучения на третьем этапе в книге изложена информация, которая позволяет приобрести необходимые знания и навыки оценки, анализа и прогнозирования на основе изучения и анализа конкретных дорожных ситуаций.

Кроме этого рассмотрены вопросы вождения автомобиля в различных дорожных и климатических условиях способствующие повышению мастерства водителя и предотвращения ДТП.

Книга служит как практическим руководством для инструкторов, так и пособием для обучаемых.

 

В чем преимущества предлагаемой методики?

Преимущества для кандидатов в водители

  • Простота и содержательность – информация излагается в доступной форме любому человеку, любого возраста, с любым уровнем образования;
  • Использование книги «Вождение автомобиля», в процессе обучения позволяет кандидату в водители заранее представить, что он должен знать и уметь, чтобы безопасно управлять автомобилем.
  • Обучение по методике, позволяет кандидатам в водители познать собственные возможности по управлению автомобилем в различных ситуациях, и выработать безопасный стиль управления автомобилем.

Преимущества для автошкол

Опыт подготовки показал, что при обучении по этой методике, нам удалось:

  • За 10 занятий (20 часов) интенсивной подготовки приобрести ученику необходимые знания, умения и навыки для безопасного управления автомобилем.
  • Выявить на начальном этапе обучения людей, имеющих те или иные проблемы, и не способные к вождению автомобиля, это потенциально опасные кандидаты, явно не подходящие для профессии водителя.
  • На любом этапе обучения контролировать работу инструкторов, и следить за организацией и ходом занятий.
  • Подготовить водителей, готовых сразу же после окончания обучения не только сдать экзамен в ГИБДД, но и самостоятельно управлять автомобилем в реальных условиях без дополнительного обучения.

Более подробно с методикой обучения вы можете познакомиться в книге «Вождение автомобиля».

 

Заключение

Опыт показал, что при обучении по этой методике, нам уда­лось ускорить приобретение основных навыков и приемов управления автомобилем, и создать благоприятные условия для развития у обучаемого способности ориентироваться в дорожной обстановке, и для решения практических задач в дорожных условиях, т. е. оценка, анализ и прогнозирование опасных ситуаций, возникающих на дороге.

Легкость и быстрота овладения профессией, соответственно сокращение всех видов затрат на обучение, повышение качества обучения, достижение уверенного выполнения всех основных профессиональных действий при завершении обучения — таковы главные достоинства предлагаемой методики обучения.

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам 8-(499)-159-7679 или 8-(499)-159-7545, а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика