Google Translate

Электронный вестник МААШ

Подпишитесь на "Электронный вестник МААШ" - бесплатное приложение к журналу "Вестник автошкол Автопросвещение".

E-mail:
Имя:
 

Поиск по сайту

dejurny 

Леонид Игоревич Дежурный
Ведущий научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения, доктор медицинских наук, г. Воронеж  

 

Министерство образования и науки Российской Федерации приказом от 18 июня 2010 г. № 636 «Об утверждении примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий» утвердило новые программы подготовки по предмету «Первая помощь», которые вступили в действие с 08 октября 2010 года, как раз сразу после прошлогодней конференции.

Утвержденная 24-часовая программа не является чем-то новым и неожиданным. Она сменила действующую ранее 25-часовую программу, и основные изменения в ней были обусловлены только лишь приведением программы в соответствие новому составу автомобильной аптечки, и концепции первой помощи, разрабатываемой Минздравсоцразвития России.

Тем не менее, на начальном этапе, программы вызвали бурную и негативную реакцию. Связано это было с тем, что новая программа, вступая в действие, требовала от руководства автошкол одномоментного изменения подготовки водителей по первой помощи, что достаточно непросто. Для этого нужно переподготовить преподавателей первой помощи, закупить оборудование, изменить учебный план и др. Невыполнение требований в срок грозило санкциями со стороны проверяющих органов и даже лишением (или не продлением) лицензии. Как показало время, никаких экстремальных действий новая программа не вызвала и никто не пострадал. Это не обозначает того, что про программу забудут, и все останется, как было раньше. Просто события пошли не по революционному пути, а развиваются эволюционно. Это позволяет автошколам подготовиться к проведению обучения правилам оказания первой помощи без особых потерь.

Однако вопросы первой помощи до сих пор вызывают опасения. И многие из них связаны с недостаточной информированностью в этом вопросе. Поэтому целью настоящего сообщения является информирование о ключевых вопросах первой помощи и о тех событиях связанных с первой помощью, которые происходят в Минздравсоцразвития России, других министерствах, а также в МААШ.

Для начала необходимо определиться, что же такое первая помощь. Первая помощь – это вид помощи, которая оказывается пострадавшим и больным на догоспитальном этапе лицами, не имеющими медицинского образования, до прибытия на место происшествия скорой медицинской помощи. Она включает в себя комплекс простейших мероприятий направленных на устранение развивающихся в организме ранних нарушения и направлена на то, чтобы не дать пострадавшему погибнуть до прибытия скорой медицинской помощи.

Оказание первой помощи является очень важным моментом для сохранения жизни и здоровья пострадавших. Связано это с тем, что ни какая система оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе не в состоянии обеспечить мгновенное прибытие машины скорой медицинской помощи на место происшествия и в этот короткий промежуток времени у пострадавшего могут развиться тяжелые и даже необратимые нарушения в организме.

К сожалению, в вопросах первой помощи пока существует много белых пятен. Но в последние годы они начали устраняться.

Во-первых, правильная терминология и участники первой помощи были определены Федеральным Законом № 267-ФЗ от 25 ноября 2009 года «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым была введена статья 19.1. «Оказание первой помощи». Согласно этой статье:

«Первая помощь оказывается гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, до оказания медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными ее оказывать по закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку (сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, водителями транспортных средств и другими лицами)».

Согласно этой статье водитель является лицом, обязанным оказывать первую помощь. При этом в правилах дорожного движения обязанность прописана несколько расплывчато. Водитель обязан «…принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение,…».

Учитывая это, а также то, что число водителей велико, а уровень их подготовки низкий и пока повысить его у водителей имеющих права не представляется возможным, в Минздравсоцразвития России было направлено предложение убрать водителей из указанного выше списка лиц, обязанных оказывать первую помощь.

В результате в проекте федерального закона от 28 февраля 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в Статье 29. «Первая помощь» теперь написано «2. Водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.». Такая формулировка не обязывает водителей оказывать первую помощь, но дает им право ее оказывать. Т.е. государство тем самым уполномочивает их на оказание помощи и возлагает надежду на проявление со стороны водителей социальной активности. Поэтому говорить о том, что оказание первой помощи не является делом водителей, как впрочем, и всех остальных граждан теперь будет неверно. В этой формулировке не очень оправдано выделение водителей в отдельную категорию от «других лиц». Можно было бы написать просто «Другие лица вправе оказывать ….», подразумевая, что все кто не обязан оказывать первую помощь относится к другим лицам и вправе ее оказывать. Тем более, что со временем отдельные категории водителей могут стать обязанными по закону оказывать первую помощь (например, перевозящие пассажиров или опасные грузы) и тогда статью придется править.

Для водителей предусмотрена и ответственность за невыполнение обязанностей, связанных с ДТП, предусмотренных п. 2.5 Правил дорожного движения РФ, в том числе в случае непринятия мер для оказания первой помощи пострадавшим. В этом случае водителю грозит привлечение к административной ответственности и наказание в виде административного штрафа. Надо отметить, что такая мера в настоящее время не применяется.

Таким образом, действующее законодательство и утвержденные программы подготовки требуют от водителя изучения правил оказания первой помощи.

Однако законодательство предусматривает для водителей, оказавших первую помощь и «поощрения». В случае решения в суде вопроса о привлечении водителя к ответственности за причинение вреда жизни или здоровью в результате ДТП, оказание первой помощи пострадавшему учитывается как обстоятельство, смягчающее наказание (п. 2 ч. 1 ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях; п. «к» ч. 1 ст. 61 Уголовного Кодекса РФ). Так, за причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью в результате ДТП ст. 12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено альтернативное наказание. На усмотрение суда причинителю вреда может быть назначено наказание в виде штрафа или лишения права управления транспортным средством (ст. 12.24. Кодекса РФ об административных правонарушениях). Факт оказания первой помощи пострадавшему будет способствовать назначению более мягкого наказания, то есть штрафа. В случае причинения в результате ДТП тяжкого вреда здоровью наступает уголовная ответственность, для смягчения которой также важную роль играет принятие водителем мер по оказанию первой помощи.

В свете вышеуказанных норм водитель должен помнить, что оказание первой помощи приносит пользу не только пострадавшему, снижая медицинские последствия ДТП, но и работает в пользу самого водителя при дальнейшей оценке последствий ДТП.

Одним из важнейших факторов, ограничивающих участие водителей в оказании первой помощи, является опасение привлечения к ответственности в случае ошибки в ходе оказания первой помощи и неумышленного причинения вреда пострадавшему.

Действующее российское законодательство в этом случае защищает человека, оказывающего первую помощь. В связи с тем, что жизнь человека провозглашается высшей ценностью, сама попытка водителя защитить эту ценность ставится выше возможной ошибки в ходе оказания первой помощи, так как дает человеку шанс на выживание. Поэтому уголовное и административное законодательство не признают правонарушением причинение вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности или правам данного лица, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами (ст. 39 «Крайняя необходимость» Уголовного кодекса РФ; ст. 2.7 «Крайняя необходимость» Кодекса РФ об административных правонарушениях). В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют судебные прецеденты привлечения к юридической ответственности за неумышленное причинение вреда в ходе оказания первой помощи.

Таким образом, в российском законодательстве заложены факторы, мотивирующие водителя на изучение правил оказания первой помощи и ее непосредственное оказание. Однако мотивация к обучению остается довольно низкой. Почему?

Одной из причин может являться низкая информированность граждан Российской Федерации о вышеперечисленных правовых нормах. В результате потенциальный водитель не считает изучение первой помощи необходимым, а оказание первой помощи оценивает опасным для себя. В дополнение к этому реальное знание и умение оказывать первую помощь практически не влияет на желаемый результат обучения в автошколе – получение водительских прав. Билеты содержат вопросы по первой помощи, которые можно просто заучить, не имея реального представления о правилах ее оказания. И уж тем более никто не требует от водителя владения практическими навыками. Это приводит к тому, что руководство автошкол реагирует на отсутствие спроса на занятия по первой помощи и сокращает время на этот раздел. В отдельных случаях до нуля. К тому же это сокращает издержки и позволяет быть более конкурентноспособным на рынке. А те организации, которые проводят полноценные занятия, вынуждены повышать цену за обучение и в результате имеют меньше слушателей. Но особенно печально бывает, когда в последующем, водители, попав в ДТП, возмущаются тому, что их плохо учили в автошколе оказывать первую помощь. Автошкола виновата в этом лишь косвенно, реальный спрос формируют сами кандидаты в водители.

Что же может повлиять на мотивацию водителей к обучению правилам оказания первой помощи и позволить автошколам не нарушать программу, а также повысить частоту и качество оказания первой помощи пострадавшим в ДТП, сохранив, таким образом, многие жизни и уменьшив выраженность осложнений травм?

Во-первых, это информирование водителей о необходимости оказания первой помощи для спасения жизни и здоровья как своего, так и своих близких. Никто не гарантирован от получения травмы в ДТП. Кроме того, как уже говорилось выше, оказание первой помощи может снизить юридическую ответственность за нанесение травмы пострадавшему, а также позволить избежать санкций за невыполнения пункта 2.5 Правил дорожного движения. Также необходимо широко информировать водителей о том, что первая помощь – это комплекс несложных действий, выполнить которые может каждый, имея небольшую подготовку, а также о том, что согласно действующему законодательству водители уполномочены на оказание первой помощи и не будут нести ответственность, в случае нанесения неумышленного вреда пострадавшему. Кроме того, должна быть развернута широкая пропаганда первой помощи.

Другим мотивирующим фактором, направленным на изучение правил оказания первой помощи является то, что по итогам совещания по вопросам повышения безопасности дорожного движения 6 августа 2009 г. были сформулирован Перечень поручений Президента Российской Федерации, в котором было следующее поручение: «Правительство РФ должно разработать и реализовать комплекс мер, направленных на обучение кандидатов в водители приемам оказания доврачебной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, а также рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в правила сдачи квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, предусматривающих введение обязательного практического экзамена по оказанию доврачебной помощи на месте дорожно-транспортного происшествия».

Несмотря на прошедший срок, тема продолжает развиваться. Этим летом в Правительстве было совещание, на котором данный вопрос обсуждался. Также разработка правил и механизма практического экзамена вошли в технические задания по выполнению мероприятий федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» на 2011 год.

После введения полноценного экзамена по первой помощи при получении водительского удостоверения, автошколам придется обеспечить полноценную подготовку кандидатов в водители по первой помощи для успешной сдачи экзамена, так как на эту подготовку возникнет спрос. И преимущества получат те автошколы, которые смогут обеспечить проведение полноценной подготовки у себя, а не будут отправлять слушателей в сторонние учебные центры. Обучение в специализированных центрах достаточно дорогое и это будет сильно увеличивать стоимость обучения для слушателя. Кроме того, создаст для него дополнительные организационные проблемы.

Как говорилось выше, оказание первой помощи снижает тяжесть ранних посттравматических осложнений и уменьшает сроки и стоимость лечения и реабилитации.

Поэтому еще одним мотивирующим фактором могут стать новые нормы, заложенные в статье 31 ФЗ от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». В частности там прописано, что «1. Расходы, осуществленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховой медицинской организацией, на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью… подлежат возмещению лицом, причинившим вред здоровью застрахованного лица».

Старый закон о медицинском страховании (Закон РФ от 28.06.1991 N 1499–1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации») содержал иную норму. Согласно ст. 28 данного закона: «Страховая медицинская организация имеет право требовать от юридических или физических лиц, ответственных за причиненный вред здоровью гражданина, возмещения ей расходов …».

Если раньше взыскание с причинителя вреда расходов на лечение было правом страховой компании и производилось не каждый раз, то теперь этот механизм четко прописан в законе, что повлечет регулярное обращение страховщиков ОМС за возмещением.

Согласно Постановлению пленума Верховного суда РФ от 26 января 2010 г. N 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина»: «… при предъявлении требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина в результате дорожно-транспортного происшествия, непосредственно к владельцу транспортного средства (страхователю) суд вправе привлечь к участию в деле страховую организацию (страховщика), застраховавшую гражданскую ответственность владельца транспортного средства.

Сумма возмещения вреда … может быть взыскана со страховщика. Если размер страховой выплаты полностью не возмещает причиненный вред, то суммы возмещения вреда в недостающей части подлежат взысканию с владельца транспортного средства».

Нормы ГК РФ и вслед за ними Правила ОСАГО, утв. Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263 устанавливают, что компенсации по ОСАГО подлежат только те расходы, которые связаны с получением услуг, не могущих быть полученными бесплатно.

В связи с этим, страховка ОСАГО не покрывает оплату лечения пострадавшему, полученному по базовой программе ОМС. Однако наличие дополнительных расходов на лечение (в том числе сверх базовой программы ОМС) может увеличить количество обращений за выплатами по ОСАГО. Поэтому у страховщиков ОСАГО появляется заинтересованность в снижении дорожно-транспортного травматизма и его медицинских последствий.

Страховая компания, страхующая ответственность владельцев транспортных средств, особенно в случае получения аккредитации на проведение техосмотра, будет иметь возможность снизить в перспективе медицинские последствия ДТП путем проведения мероприятий, направленных, что на повышение частоты и качества оказания первой помощи. Данные мероприятия могут включать распространение плакатов, листовок, буклетов, информирующих о правилах оказании первой помощи и социальной важности этих мероприятий, а также требования о наличии в автомобиле качественных аптечек первой помощи (автомобильных). Возможно, страховые компании в дальнейшем будут делать усилия по контролю знаний и навыков водителей по оказанию первой помощи, создавая какие-либо бонусные программы.

Таким образом, оказание первой помощи, снижая тяжесть последствий и стоимость лечения и реабилитации, может снизить не только юридическую ответственность водителей, но и его финансовые потери.

Как же преподать водителям знания и навыки по первой помощи? Кто и как это может и должен сделать? Традиционно вопросы первой помощи преподают медицинские работники, врачи или средний медицинский персонал. Нормативно это практически не регламентировано. Существует только единственный документ, обозначающий медицинских работников, как преподавателей первой помощи. Это «Типовая инструкция № 22 по оказанию первой доврачебной помощи при несчастных случаях» утвержденная Первым заместителем генерального директора Федерального дорожного департамента Минтранса РФ 11 марта 1993 г. Инструкция содержит основные требования по охране труда дорожных рабочих массовых профессий перед началом работ, в процессе их выполнения и по окончании работ. Других документов, определяющих медицинских работников, как преподавателей первой помощи нет.

При этом студентами медицинских ВУЗов изучение правил сердечно-легочной реанимации производится в рамках общего цикла анестезиологии и реаниматологии. Отработке практических навыков СЛР на манекене отводится от 3 до 6 часов, за которые навыки СЛР должны получить все студенты группы. Правила остановки кровотечения изучаются на третьем курсе на кафедре общей хирургии, где и отрабатываются практические навыки. Программы усовершенствования врачей (кроме врачей скорой медицинской помощи и реаниматологов) не содержат вопросов остановки наружного кровотечения и СЛР, а в реальной практической деятельности врачи большинства специальностей с оказанием первой помощи не сталкиваются. Правилам преподавания медицинских работников также не учат. Соответственно, начиная преподавание первой помощи, врач-преподаватель ограничивается студенческим багажом знаний, иногда полученным им много лет назад. Для преподавания и самостоятельной подготовки используется разнородная литература, зачастую содержащая устаревшие методики.

Однако вопросы первой помощи и сердечно-легочной реанимации не стоят на месте, появляются новые научные данные, устройства и методики для оказания помощи, меняются правила и подходы. Трудно себе представить, чтобы в автошколе правила дорожного движения преподавал человек, изучивший их 20 лет назад, никогда ими не пользовавшийся и использующий для занятий ту версию Правил, по которой учился сам. На наш взгляд, наличие только лишь диплома врача недостаточно для того, чтобы преподавать первую помощь. Необходима дополнительная подготовка и обязательная периодическая переподготовка, без которой создать унифицированную систему обучения водителей первой помощи невозможно. Преподавать вопросы первой помощи должен специалист, прошедший курс обучения правилам оказания первой помощи и основ педагогики, и проходящий периодическую переподготовку (также как и преподаватели в любой другой отрасли).

В этом году среди мероприятий федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» заложены разработка программы подготовки преподавателей первой помощи, подготовка поправок в Общероссийский классификатор специальностей образования (утв. приказом Минобразования России от 04.12.2003 № 4482) и в «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» (утв. Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации Минтруда Российской Федерации), чтобы ввести в него специальность преподаватель и инструктор первой помощи, а также подготовка сопутствующих материалов. На следующий год в планах проработка юридической возможности преподавания первой помощи лицами, не имеющими медицинского образования, но прошедшими специальную подготовку по первой помощи и ее преподаванию. Это могло бы упростить для автошкол задачу за счет подготовки своих штатных преподавателей.

Однако материалы пока разрабатываются и система их принятия и внедрения довольно инертна, а новые программы вступили в силу и действуют. Поэтому Межрегиональная ассоциация автошкол начала подготовку преподавателей первой помощи уже в этом году.

С апреля этого года проводятся ежемесячные семинары для преподавателей первой помощи автошкол «Методика преподавания предмета «Первая помощь» в автошколе в соответствии с новыми примерными программами подготовки водителей транспортных средств различных категорий», где преподаватели обучаются всем новшествам первой помощи от законодательства до методик оказания первой помощи и ее преподавания. Однако такими семинарами быстро охватить все автошколы не представляется возможным. Да и посылать преподавателей на учебу непросто и с организационной и с финансовой точек зрения. Поэтому в этом году Межрегиональная ассоциация автошкол выпустила электронный курс видеолекций по предмету «Первая помощь», содержащий все самые современные требования к оказанию первой помощи и ее преподаванию. Конечно, очное обучение более удобно, так как есть обратная связь. Но массовость видеолекций делает их вне конкуренции.

В заключение необходимо еще раз обозначить важность создания условий для эффективного обучения и оказания первой помощи, широкого информирования водителей по всем аспектам первой помощи, пропаганды вопросов первой помощи и создания положительной мотивации к ее оказанию. Жизнь и здоровье пострадавших зависит от каждого из нас, от того насколько мы будем готовы произвести простейшие действия, направленные на их спасение.

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам 8-(499)-159-7679 или 8-(499)-159-7545, а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика