Google Translate

Электронный вестник МААШ

Подпишитесь на "Электронный вестник МААШ" - бесплатное приложение к журналу "Вестник автошкол Автопросвещение".

E-mail:
Имя:
 

Поиск по сайту

shutyleva 

Татьяна Вячеславовна Шутылева
Президент МААШ, г. Москва

 

Уважаемые коллеги, дорогие друзья! Разрешите от имени огркомитета поприветствовать всех участников и гостей конференции «Автошкола-2011»!

Мы рады приветствовать 378 участников конференции из 61 региона России, а так же международные делегации, представляющие Германию, Бельгию, Словакию, Молдавию, Абхазию, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан.

В работе конференции участвуют представители крупнейших общественных объединений России и Европы, в частности, Общероссийского общественного движения «Движение автомобилистов России», Федерации объединений автошкол, ДОСААФ России, ВОА, ДОСВАМ, Российской Ассоциации профессионального транспортного образования, ассоциации юношеских автошкол России, некоммерческого партнерства «Безопасные дороги», некоммерческого партнерства «Безупречный водитель», Ассоциации автошкол Москвы, Московского регионального союза, Удмуртской региональной ассоциации, Некоммерческого партнерства «Уральская ассоциация автомобильных школ», Ассоциации автошкол Узбекистана, Бельгии, Союза автоводителей республики Молдова, ассоциации инструкторов Словацкой республики.

С нами вместе работают представители министерств и ведомств, курирующих подготовку водителей транспортных средств: Министерства образования и науки России, Главного управления Обеспечения Безопасности Дорожного Движения, Министерства транспорта России, Министерства здравоохранения и социального развития, Рособрнадзора.

Тема нашей сегодняшней встречи – «Перспективы развития системы подготовки водителей транспортных средств. Стратегические задачи и инновационные технологии».

Цель сегодняшнего мероприятия – не просто проинформировать Вас о новых нормативных документах, а попытаться вместе проанализировать тенденции и события, происходящие в сфере подготовки водителей, попробовать дать им оценку, и в конечном итоге вынести предложения и рекомендации профессиональной общественности по дальнейшим стратегическим направлениям развития системы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств.

Сегодня мы не можем рассматривать наши проблемы поверхностно или ожидать легких результатов, легких плодов нашей работы. Но шаг за шагом идти к своей цели, вступая в конструктивный диалог с курирующими нас министерствами и ведомствами, опираясь на серьезный практический опыт и серьезные научные исследования – и в конечном итоге добиться того, чтобы ни одно существенное решение, ни один нормативный акт, направленный на реформирование системы подготовки водителей не принимались без открытого обсуждения с общественными организациями и образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и переподготовку водителей транспортных средств.

С этой целью мы предлагаем создать общественный Экспертный Совет при Президенте России, включающий представителей научного и профессионального сообществ сферы подготовки и допуска к управлению водителей транспортных средств.

На 5-ом международном Конгрессе экспертов дорожного движения говорилось о том, что качественная подготовка – одна из главных стратегических задач по сокращению количества ДТП в Европе в 2011 – 2020 гг.

Эта диаграмма дает представление о количестве погибших в результате ДТП в различных странах за 2010 год.

Если в странах-лидерах (Великобритания, Швеция, Нидерланды, Израиль, Норвегия, Япония, Швейцария, Германия, Финляндия) количество погибших составляет от 3 до 5 человек на 100.000 населения, то в России этот показатель — 18,7 человек.

Обратите внимание, что Корея, опыт которой по строительству автоматизированных автодромов мы так настойчиво стремимся перенять, имеет очень высокий уровень аварий с тяжелыми последствиями.

Если попытаться образно представить причины возникновения аварий, то получится такая картина: если в различных факторах, влияющих на безопасность дорожного движения, одновременно образуются слабые места – «дыры» — это приводит к аварии. Такими факторами являются:

  • состояние дорог
  • состояние транспортного средства
  • прогноз опасных ситуаций
  • действия водителя
  • умение выходить из опасных, рискованных ситуаций

Таким образом, из 5ти факторов 3 относятся к человеческому фактору. То есть то, на что возможно оказать влияние в процессе подготовки или переподготовки.

Именно поэтому Европейским транспортным советом безопасности задача улучшения качества подготовки водителей поставлена на первое место среди стратегических задач повышения безопасности дорожного движения.

История управления автомобилем насчитывает более 100 лет. И если на заре автомобилестроения приходилось учиться управлять вот такими машинами (что в то время было тоже совсем непросто), то давайте посмотрим, что нас ждет в ближайшем будущем, а заодно задумаемся о том, в каком направлении должна развиваться система обучения водителей в таком интенсивно меняющемся процессе автомобилестроения?

Безусловно, этот сюжет кажется немного фантастичным. Но даже если строго следовать реалиям сегодняшнего дня, нам нужны другие взгляды, другие подходы к обучению водителей.

Потому что реализовать амбициозные цели по быстрому повышению уровня безопасности дорожного движения в стране невозможно без применения инновационных технологий.

И, как мы видим, многие страны пошли именно по пути повышения эффективности действующей системы подготовки и допуска к управлению водителей ТС.

Так например: в Голландии в курсе обучения, как обязательные, предусмотрены искусственно созданные рискованные ситуации для ученика во время курса вождения, из которых он должен найти выход.

Так же распространена модель поэтапного получения водительского удостоверения.

Суть этой новации в том, что начинающий водитель не сразу получает полноценные документы на право управления. Ему необходимо пройти несколько ступеней обучения, набраться опыта. А в первый год вождения на него налагают ряд ограничений (по скорости, по перевозке пассажиров, по движению в темное время суток и т. д.)

Некоторые страны пошли по пути введения второй фазы обучения, как обязательной.

В Европе начинают внедряться технологии компенсации человеческого фактора путем применения интеллектуальных адаптационных систем.

Система предупреждает водителя о скоростных ограничениях, распознает и проецирует знаки дорожного движения на лобовое стекло автомобиля, дает советы, как повернуть, безопасно проехать перекресток, предупреждает об опасностях на дороге. Продолжительность обучения водителей только по использованию такой системы составляет 12 недель. Обучение проводится в специальных центрах.

 

Теперь давайте проанализируем, какие процессы происходят в России в сфере автоподготовки.

Прошедший год можно отметить введением достаточно большого количества новых нормативных документов в области подготовки водителей транспортных средств:

1. С октября 2010 г. автошколы России обучают кандидатов в водители по новым примерным программам подготовки водителей транспортных средств.

Большая дискуссия на прошлой конференции разгорелась по поводу нового содержания предмета «Первая помощь» и особенно нового перечня необходимого оборудования по этому предмету.

Нам представилось целесообразным обсудить эффективность процесса обучения водителей по новым программам, соответствие структуры и содержания программ требованиям сегодняшнего дня, выявить их недостатки и достоинства, для того, чтобы, используя наработанный опыт автошкол обучения по новым программам, донести консолидированное мнение профессионального сообщества до Министерства образования и науки РФ и других профильных министерств и ведомств.

С этой целью был проведен Всероссийский опрос образовательных учреждений. Обратимся к его результатам.

Больше половины автошкол считает необходимым увеличить количество часов, отводимых на изучение теории. При этом почти половина считает необходимым увеличить часы на ПДД, и почти 40% – на изучение предмета «Основы управления ТС и безопасность движения».

Почти 40% автошкол считают, что необходимо увеличить количество часов, отводимых на вождение в реальных условиях движения.

В связи с этим необходимо заметить, что в ЕС не устанавливается количество часов на вождение, а сформулированы требования, которым должен удовлетворять кандидат в водители, чтобы обучение можно было считать законченным. Очевидно, что это является наиболее правильным подходом.

Как мы видим, почти половину автошкол не устраивает содержание существующих сегодня программ. Как по теории,

Так и по вождению.

Причины отмеченных недостатков действующих программ следует искать в том, что отсутствует документ, который должен быть положен в основу разработки Примерных программ – Профессиональный стандарт водителя. Стандарт должен был бы определить требования к знаниям, навыкам и умениям водителя, которыми он обязан овладеть в процессе обучения. А квалификационный экзамен должен определить: «Приобрел или нет в процессе обучения кандидат в водители необходимые знания, навыки и умения»?

Обобщая изложенное можно сделать вывод о том, что существующие Примерные программы должны быть коренным образом переработаны. Поскольку это возможно сделать только на основании научно обоснованного Профессионального стандарта водителя,— МААШ выносит на суд профессионального сообщества Проект такого стандарта.

Подробное обсуждение предложенного текста Профессионального стандарта состоится на секции «Нормативная база подготовки водителей.

После согласования стандарта мы готовы подготовить Проекты примерных программ подготовки и переподготовки водителей ТС различных категорий и подкатегорий, в такие сроки, чтобы на следующей конференции обсудить их.

Так же назрела необходимость создания принципиально новой методики приема квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами.

Во время проведения квалификационного экзамена на право управления автомобилем основным фактором в определении уровня подготовки кандидата в водители является профессионализм экзаменатора. Поэтому при разработке новой целостной системы нормативно-методической документации необходимо ввести новую профессию — „экзаменатор по вождению транспортных средств“ и создать систему подготовки, повышения квалификации и аттестации экзаменаторов.

С 25 ноября вступили в действие примерные программы подготовки водителей транспортных средств различных категорий, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов. Приказ Минобрнауки № 866 от 18 августа 2010 г.

Подробно этот вопрос мы с Вами обсуждали на 8-ом Всероссийском семинаре.

А вот программы переподготовки до сих пор старые. Их нужно менять, и как можно в более сжатые сроки.

C 1-го января вступил в действие закон „О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования“, нормами которого предусмотрено получение бессрочной лицензии образовательными учреждениями.

Вслед за законом, хотя и с некоторым опозданием, вышло Постановление Правительства РФ от 16 марта 2011 г. № 174 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности. Опубликовано Положение 25 марта и вступило в действие с 1 апреля. В настоящее время лицензирование автошкол должно вестись строго в соответствии с новым Положением.

Новое ПОЛОЖЕНИЕ о лицензировании вызвало много вопросов как у руководителей автошкол, так и у представителей лицензирующих органов

С целью выяснения проблем, возникших у автошкол при прохождении процедуры лицензирования, МААШ провела Пятый Всероссийский опрос образовательных учреждений.

В настоящее время в Рособрнадзоре готовится документ „Лицензионные нормативы“ в соответствии с п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, которыми предполагается установить условия осуществления образовательного процесса по подготовке водителей.

Подробнее этот проект мы будем обсуждать на секции „Нормативно-правовая база подготовки водителей“.

Однако вот что интересно.

Практически одновременно весной этого года выходят 2 новых нормативных акта, регулирующие по-новому вопросы контроля и надзора в сфере образования.

Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования.

Утверждены новые правила осуществления контроля и надзора в сфере образования.

б) при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования организациями: анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, в том числе локальных и индивидуальных правовых актов, по вопросам, подлежащим проверке (при проведении документарных и выездных проверок); анализ соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования при осуществлении образовательного процесса (при проведении выездных проверок); анализ наличия и достоверности информации, размещенной организацией на ее официальном сайте в сети Интернет, а также иными способами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (при проведении документарных и выездных проверок);

в) при осуществлении государственного контроля качества образования: анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в том числе учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов) (при проведении документарных и выездных проверок); анализ использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий), учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса (при проведении выездных проверок); экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ (при проведении выездных проверок); анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников организации (при проведении документарных и выездных проверок).

4 мая 2011 г. утвержден Федеральный закон Российской Федерации N 99-ФЗ „О лицензировании отдельных видов деятельности“, который вступит в действие по истечении 6 месяцев (4 ноября, соответственно).

Для нас с Вами интересно следующее: согласно этому Федеральному закону изменяется порядок осуществления лицензионного контроля.

Обратимся к Статье 19. „Порядок организации и осуществления лицензионного контроля“.

В частности, в п. 2 говорится, что

„В отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии…, лицензирующим органом проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.“

Продолжим наш анализ законодательной базы.

Почти год идет работа над проектом Федерального Закона "О внесении изменений в Федеральный закон „О безопасности дорожного движения“, нормы которого предусматривают введения аккредитации для автошкол, полную автоматизацию приема экзаменов, определение порядка подготовки и переподготовки водителей транспортных средств, а так же требований к учебно-материальной базе образовательных учреждений.

Какова судьба Закона в настоящее время – этой информацией с нами поделится А. В. Лыткин. Мы уже неоднократно говорили о том, что некоторые пункты законопроекта затрагивают вопросы непосредственно подготовки и допуска водителей к участию в дорожном движении.

Из новой редакции закона полностью исключена такая норма, как самоподготовка.

Проектом федерального закона предусматривается исключение ранее действующей нормы, допускающей самостоятельную подготовку водителей на получение права управления транспортными средствами категорий „А“ и „В“ в объеме соответствующих программ. Данное решение основывается на следующих объективных обстоятельствах.

В соответствии со статьей 21 закона Российской Федерации 10 июля 1992 года № 3266–1 „Об образовании“ подготовка водителей относится к одному из видов профессиональной подготовки и может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.

Во исполнение пункта 3 статьи 10 Закона Российской Федерации „Об образовании“ постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. № 823 утвержден перечень профессий начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната, предполагающего самостоятельное обучение, не допускается. В перечень указанных профессий входит „водитель автомобиля“.

В соответствии с пунктом 21.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, учебная езда на дорогах допускается только с обучающим и при наличии первоначальных навыков управления у обучаемого. Обучаемый обязан знать и выполнять требования Правил.

Всероссийский опрос образовательных учреждений показал, что профессиональное большинство поддерживает исключение из законодательной базы действующей нормы, допускающей самостоятельную подготовку водителей на получение права управления транспортными средствами и считает, что отмена самоподготовки будет способствовать повышению качества обучения, уменьшению коррупции и снижению уровня аварийности среди начинающих водителей.

Однако вот что интересно.

В ФЗ „О БДД“ внессены поправки от 29 июля 2011 г.

Федеральный закон Российской Федерации от 11 июля 2011 г. N 192-ФЗ „О внесении изменений в Федеральный закон „О безопасности дорожного движения“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации“

3) в статье 6:

а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

„3. К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности, включая:

  • принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
  • осуществление мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
  • участие в организации подготовки и переподготовки водителей транспортных средств;
  • информирование граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения.“;

В настоящее время в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 1174-р Минобрнауки подготовлено «Положение „О подготовке и переподготовке водителей транспортных средств различных категорий“..Подробное обсуждение проекта положения „О подготовке и переподготовке водителей транспортных средств различных категорий“ состоялось в рамках Восьмого Всероссийского семинара в Коломне. В решении семинара мы просили обратить внимание Минобрнауки на необходимость существенной доработки данного проекта, поскольку проект содержит нормы, противоречащие действующему законодательству.

Чего стоит, например, эта фраза:

„Образовательные учреждения и организации, осуществляющие подготовку (переподготовку) водителей транспортных средств осуществляют бесплатное обучение кандидатов в водители в объеме не менее 5 часов в случае, если они не сдали 3 раза теоретический или практический экзамен.“

Проектом Положения предполагается установить, в том числе, и требования к учебно-материальной базе автошкол. В связи с тем, что автошколы постоянно обвиняют в том, что они не хотят тратить деньги на оборудование, мы решили изучить этот вопрос.

И вот какие результаты мы имеем.

Кстати, интересный факт. В Англии 300 автошкол используют видеокамеры в процессе обучения. Правда, совсем по-иному. В учебной машине установлены 4 камеры, которые с разных точек фиксируют взгляд ученика.

По поводу автодромов. Ассоциация автошкол Москвы неоднократно обращалась в Правительство Москвы с вопросом о выделении земли под площадки учебного вождения.

Однако ответ один – земли нет и не будет.

Понятно, что в одиночку, без долгосрочной государственной поддержки автошколы крупных мегаполисов не справятся с этой проблемой.

Подводя итоги Всероссийского опроса хочется отметить тот факт, что большинство образовательных учреждений стремятся применять современные мультимедийные средства обучения (что характерно для передовых европейских стран), что многие автошколы используют в учебном процессе дорогостоящее оборудование – интерактивные доски, компьютеризированные автотренажеры, которые, кстати, не являются обязательными.

Из этого напрашивается вывод о том, что большинство автошкол думает все-таки о качестве подготовки.

 

ВЫВОДЫ и ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

2011–2020 гг. объявлены ООН по инициативе России десятилетием действий.

В 2011 г. по инициативе России началась реализация масштабной международной программы – „Десятилетие действий ООН по обеспечению безопасности дорожного движения“. Достижение амбициозной цели – быстрого повышения уровня безопасности дорожного движения — невозможно без применения инновационных подходов. Одним из ключевых направлений этой работы должно стать совершенствование существующей системы подготовки водителей и адаптация к современным условиям дорожного движения.

Заканчивая свое выступление, хочется пожелать всем нам, чтобы в сфере подготовки водителей сложилась такая система, при которой автошколы тратили свое время и силы не на борьбу с очередными вышедшими распоряжениями и постановлениями, а на повышение качества образовательного процесса, на применение современных технологий обучения, для того, чтобы в тех самых кусочках сыра не было „дыр“, и аварий по причине человеческого фактора в конечном итоге было меньше.

И я уверена, что только объединив наши усилия, мы сможем этого добиться!

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам 8-(499)-159-7679 или 8-(499)-159-7545, а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика