Google Translate

Электронный вестник МААШ

Подпишитесь на "Электронный вестник МААШ" - бесплатное приложение к журналу "Вестник автошкол Автопросвещение".

E-mail:
Имя:
 

Поиск по сайту

avdeeva2В целях реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» приказом Минздравсоцразвития России от 19 марта 2007 года № 178 был утвержден табель оснащения учебных центров по подготовке водителей и сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (ДТП), приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП, создаваемых в системе службы медицины катастроф (СМК). Закон Российской Федерации «О внесении изменений в статью Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 25 ноября 2009 года № 267-ФЗ определил единообразную терминологию в отношении оказания медицинской помощи лицами, не имеющими профессионального медицинского образования, а именно водителями транспортных средств. Терминологическое многообразие, существующее до настоящего времени, ушло в прошлое. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-I дополнены статьей 19.1. «Оказание первой помощи», в которой определено, что первая помощь оказывается гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, до оказания экстренной медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях или заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью, лицами, обязанными ее оказывать по закону или по специальному правилу, имеющими соответствующую подготовку. А именно, сотрудниками МВД России, пожарными-спасателями Государственной противопожарной службы МЧС России, личным составом аварийно-спасательных служб и формирований, сотрудника Федеральной службы судебных приставов России, Федеральной таможенной службы России, водителями транспортных средств и другими лицами, не имеющими профессионального медицинского образования. Перечисленные документы, в свою очередь, определили необходимость создания новых учебных программ по первой помощи.

На содержание программ и их методическое обеспечение повлияла разработка новой автомобильной аптечка первой помощи – приказ Минздравсоцразвития России «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации «Об утверждении аптечки первой помощи (автомобильной)» от 20 августа 1999 года № 325» от 3 июня 2009 года № 298н; приложение 1 «Состав аптечки первой помощи (автомобильной)»; приложение 2 «Инструкция о применении аптечки первой помощи (автомобильной)».

Кардинальные изменения претерпели примерные программы подготовки водителей транспортных средств категорий A, B, C, D по предмету «Оказание первой медицинской помощи» от 30 сентября 2008 года № 278, обоснованные не только терминологической стандартизацией помощи.

Во-первых, содержание программ практически на менялось с 1999 года, когда было разработано приложение № 16 «Примерная программа и учебный план по оказанию первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях для специальной подготовки водителей транспортных средств различных категорий» к приказу Минздрава России «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи» от 26 марта 1999 года № 100, ставшее основой будущих программ подготовки водителей.

Во-вторых, в свете современных представлений об экстренной медицинской помощи ряд положений первой помощи претерпели значительные изменения, другие искажены и не соответствовали существующим представлениям ведущих специалистов российского и зарубежного здравоохранения.

В-третьих, качество оказания первой помощи водителями транспортных средств до сих пор остается на крайне низком уровне. Низка и мотивация водителей к ее оказанию.

Проблематичен вопрос об уровне готовности преподавателей предмета «Первая помощь» (2010), равно как и предмета «Оказание первой медицинской помощи» (2008).

Эти аспекты стали определяющим при формировании содержания новой программы предмета «Первая помощь», требований к условиям реализации, ее организационно-методическому и материально-техническому обеспечению. При этом разработчики Примерной программы первой помощи попытались учесть тот факт, что новое всегда приживается с трудом, имеет определенную долю отторжения.

Для этого было оставлено прежнее количество учебных часов – 24 академических часа. По-прежнему практическая подготовка составляет 2/3 курса. В Примерной программе 2008 года соотношение учебных часов теории и практики составляло 9 к 15, в новой программе соответственно 8 к 16. То есть программа претерпела только качественные изменения.

Подробно остановимся на материально-техническом обеспечении Примерной программы предмета «Первая помощь». В результате обучения водитель должен усвоить материал, указанные в Требованиях к результатам освоения Примерной программы и уметь выполнять приемы первой помощи, указанные в соответствующем приложении учебно-методического пособия для преподавателей предмета «Первая помощь». Освоить практическую часть программы возможно только при наличии соответствующего обучающего оборудования.

Обратимся к содержанию Табеля оснащения учебных центров (приказ Минздравсоцразвития России от 19.03.2007 года № 178):

  • Специальное оборудование для обучения приемам оказания первой помощи или визуализированное учебно-тренировочное оборудование (11 наименований).
  • Компьютерное оборудование (14 наименований).
  • Прочее оборудование и мебель (10 наименований).

Перечисленное оборудование поставлено в учебные центры, создаваемые при территориальных центрах медицины катастроф (ТЦМК) в 90 территориях субъектов Российской Федерации. Оно позволяет оснастить три учебных класса вместимостью до 12 человек каждый: класс для отработки приемов сердечно-легочной реанимации, класс для отработки приемов первой помощи при различных травмах и компьютерный класс.

Необходимо отметить, что приказом № 178 утверждено современное визуализированное учебно-тренировочное оборудование, соответствующее международным стандартом подготовки к оказанию первой помощи. Собственный опыт показывает, что в европейский школах первой помощи отдается предпочтению именно подобному оборудованию. Это позволило значительно повысить качество оказания первой помощи населением европейских стран. На основании приказа Минздравсоцразвития России от 19.03.2007 года № 178 для Примерной программы подготовки водителей был разработан упрощенный вариант оснащения из расчета учебной группы с максимальным количеством обучающихся 16 человек.

Учебные материалы включили следующие группы оснащения:

  • Визуализированное учебно-тренировочное оборудование (тренажеры) для отработки приемов сердечно-легочной реанимации (СЛР) и расходные материалы (лицевые маски, дыхательные пути, защитные пленки и т. д.).
  • Имитационные модули травм или накладки, имитирующие разнообразные травмы.
  • Средства для оснащения имитационного полигона (учебное транспортное средства, мотоциклетный шлем), позволяющие на практических занятиях отрабатывать различные приемы первой помощи.
  • Средства первой помощи (расходные материалы): табельные и подручные для искусственной вентиляции легких (ИВЛ), остановки наружного кровотечения, перевязки ран, иммобилизации и транспортировки пострадавших.
  • Официальные документы и информационные материалы, позволяющие ознакомиться с нормативной базой первой помощи.
  • Учебные пособия в виде учебно-методического комплекса. В учебно-методическом пособии для преподавателей предмета «первая помощь» определено, какое оборудование необходимо использовать при изучении той или иной темы первой помощи. Особое внимание уделено работе с оборудованием для изучения приемов сердечно-легочной реанимации.

Примерный перечень составлен таким образом, чтобы обеспечить работу каждого обучающегося на занятиях по первой помощи. Для этого разработаны нормы расхода перевязочных и прочих материалов. Были приняты во внимание и гигиенические аспекты обучения:

  • загрязнение перевязочного и прочего материала;
  • загрязнение лицевых масок, дыхательных путей и кожных покровов визуализированного учебно-тренировочного оборудования;
  • необходимость проведения регулярной влажной обработки и дезинфекции оборудования и помещений.

При формировании Табеля оснащения занятий по первой помощи и Норм расхода различных материалов учитывалось:

  • Содержание программы предмета «Первая помощь».
  • Рекомендованный перечень практических навыков, приобретаемых водителями.
  • Продолжительность обучения.
  • Наличие в цикле обучения заключительной аттестации обучающихся (экзамен) для расчета дополнительного расхода материалов.
  • Количественный состав группы.
  • Гигиенические аспекты обучения.
  • Преобладание практической направленности занятий при соблюдении основного принципа подготовки – каждый слушатель должен отработать в рамках изучаемого предмета указанные приемы первой помощи.

Необходимо отметить, что каждая автошкола может утверждать собственные нормы расходных материалов на одного обучающегося и на группу.

Несомненно, что эти нововведения влекут за собой ряд трудностей для руководителей автошкол:

  • Необходимость создания современной материально-технической базы для обучения первой помощи, соответствующей настоящим рекомендациям.
  • Регулярное обеспечение образовательного процесса табельными и подручными расходными материалами для отработки приемов первой помощи: устройств для проведения искусственной вентиляции легких, средств для временной остановки наружного кровотечения, подручных средств для иммобилизации конечностей и шейного отдела позвоночника, различных перевязочных и подручных носилочных средств.
  • Обеспечивать дополнительную подготовку преподавателей для освоения ими требований к Примерной программе.

Примерная стоимость перечисленного оборудования колеблется в пределах 200 000 рублей. Сравним ее с примерной ценой обучения будущего водителя и группы слушателей. Стоимость одного слушателя составляет 12 000 – 16 000 рублей. В одной группе занимается от 15 до 20 человек. Стоимость одной группы от 140 000 рублей и более. В средней российской автошколе единовременно может заниматься от двух групп и более. Этот простой расчет говорит о том, что средняя российская автошкола способна проводить соответствующую подготовку по первой помощи.

ТЦМК в субъектах Российской Федерации, имеющие в своем составе учебные подразделения, занимающиеся обучением первой помощи, должны взять на себя решение ряда организационно-методических вопросов, особенно связанных с подготовкой преподавателей предмета «Первая помощь» для автошкол.

Для автошкол рекомендовано оборудование, соответствующее указанным параметрам качества. Преподаватель первой помощи обязан пройти специальную подготовку и освоить работу на визуализированном учебно-тренировочном оборудовании. Необходимо отметить, что только специально обученный преподаватель, в совершенстве владеющий приемами первой помощи, имеющий опыт лечебной деятельности не менее трех лет, сможет добиться желаемого результата при подготовке водителей.

Выводы:

  • Качественное обучение приемам первой помощи может проходить только при использовании визуализированного учебно-тренировочного оборудования, разработанного с учетом современных тенденций в оказании экстренной медицинской помощи.
  • Специальная подготовка преподавателей первой помощи – неотъемлемое звено процесса обучения водителей.
  • Качественная подготовка в автошколах является ведущим мотивационным компонентом к оказанию первой помощи участниками дорожного движения.

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам 8-(499)-159-7679 или 8-(499)-159-7545, а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика