Google Translate

Электронный вестник МААШ

Подпишитесь на "Электронный вестник МААШ" - бесплатное приложение к журналу "Вестник автошкол Автопросвещение".

E-mail:
Имя:
 

Поиск по сайту

siunovУважаемая Татьяна Вячеславовна,
уважаемые участники и гости конференции!
к проектам профессиональных стандартов водителей транспортных средств различных категорий

В системе Минавтотранса существовала мощная сеть учебно-курсовых комбинатов в количестве 167. Основной задачей сети была подготовка водителей-профессионалов категорий «С», «Д», «Е» (основной упор делался на подготовку водителей категории «Д». С тех времен и по настоящий момент система УКК Минтранса является лучшей по качеству подготовки водителей транспортных средств), механиков автотранспортных предприятий, а также автоэлектриков, специалистов по ремонту двигателей и т. д.

Госзаказчик работы — Федеральное дорожное агентство Минтранса РФ, являющегося органом государственного регулирования работодателей водителей (перевозчиков). Исполнитель Госконтракта – ООО «Компания Автополис-плюс». Для исполнения создан консорциум профильных организаций и специалистов, включая Автономную некоммерческую организацию «Научно-методический центр подготовки водителей» (АНО НМЦ).

Проекты профессиональных стандартов водителей разработаны по каждой категории транспортных средств, в том числе по перспективным – то есть (возможно) впервые вводимым в России для гармонизации национальной классификации с последней поправкой (от 28 марта 2006 г.) к Венской конвенции о дорожном движении ЕЭК ООН. Таким образом, в России созданы проекты профессиональных стандартов по профессии «водитель автомобиля» категорий A, A1, B, B1, BE, C, C1, CE, C1E, D, D1, DE, D1E. Справка по категориям ТС прилагается.

На данный момент по работе завершена стадия анализа и завершаются работы по стадии синтеза – создания проектов, а именно:

1. Выявлено, что профессиональный стандарт водителя никогда не существовал в РФ ни по одной из категорий транспортных средств. Более того, анализ зарубежного опыта по 25 странам ЕС, а также США и Канады показал, что до сих пор за рубежом также нет профстандартов национального уровня (есть только отдельные профстандарты корпоративного уровня, например действующие среди членов ассоциации логистики Великобритании или ассоциации грузовых перевозчиков штата Онтарио Канады и т. п.). Таким образом, выполненная работа по проектам профстандартов водителей является пилотной не только в России, но и первой в мире.

2. Систематизированы отдельные компоненты профстандартов, действующие в России, а именно квалификационные характеристики и разрядность водителей. Выявлено существенно противоречие действующих нормативных правовых актов. Например, согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих (ОК 016-94) диапазон разрядов профессии водитель состоит с 4 по 8 разряды, но согласно также ныне действующему Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС), этот диапазон состоит из разрядов с 3 по 7. Более того, действующие нормативные документы по выявленным компонентам профстандарта устарели, не соответствуют рыночным условиям работы работодателей водителей, а значит и современным требованиям к водителям и, прежде всего, по обеспечению БДД.

3. Выявлен предварительный формат профстандарта — трехслойная кросс-таблица последовательно связывающая:

1. перечень функциональных требований к водителям

2. их группировку по уровням квалификации

3. требуемые компетенции по каждому уровню (знания, умения, навыки, самостоятельность принятия решений, ответственность за груз и автотранспортное средство, умение прогнозировать дорожные ситуации, др.).

То есть ядро/суть профстандарта – это перечень требований к водителю, разделенный по уровням квалификации и перечень компетенций под каждое требование (что водитель должен знать, уметь, понимать, и т. п.). Данная кросс-таблица (профессиональный стандарт) оформляется в виде документа, определяющего минимальные требования к водителю с точки зрения выполнения им своих функций эффективным и безопасным образом. Таким образом, профессиональный стандарт водителя содержит следующее:

1. Какой водитель нужен работодателю – транспортному предприятию

2. Какие функции, работы, действия должны выполняться водители

3. Какими компетенциями должен владеть водитель, чтобы соответствовать требованиям работодателя, в том числе по ОБДД (знать и понимать, уметь и применять, др.)

4. Какими психофизиологическими качествами должен обладать водитель (стрессоустойчивость, скорость реакции, толерантность к др. участникам дорожного движения, устойчивость к монотонии, др.).

Концепция разработки профстандарта водителя опирается на компетентностный подход, то есть основой/базой разработки являются требования работодателя, в том числе по обеспечению безопасности дорожного движения.

С целью полного учета профстандарта водителей для разработки новых программ подготовки водителей (мероприятие 13 Приложения 3 к Федеральной целевой программе «Повышение БДД», планируемое к выполнению течение 2009–2012 гг., Госзаказчик – Минобразование) Исполнитель по собственной инициативе обратился к Государственному заказчику-координатору работ (МВД РФ) с письмом-предложением о завершении работ по профстандартам водителей в 2009 году и получил одобрение. Обеспокоенность исполнителя работы вызвана тем, что с точки зрения обеспечения БДД недопустимой является процедура разработки программ подготовки водителей без учета требований работодателей.

Например, в настоящее время в образовательном стандарте знания, умении, навыки водителей отнесены к низшему уровню квалификации (механическое повторение однотипных операций), что в корне неверно (это подтверждают и работодатели водителей и специалисты по подготовке водителей и по обеспечению безопасности дорожного движения) – нужно исходить из более высокого уровня квалификации (принятие самостоятельных решений, ответственность и умение прогнозирования дорожных ситуаций).

В целом действующую ныне нормативную правовую среду разработки профстандарта водителя можно охарактеризовать следующим:

  • квалификационные требования к водителям свыше 15 лет не адаптировались к современной среде дорожного движения, включая изменившиеся психологические и социальные приоритеты граждан, участвующих в дорожном движении.
  • не проводится оценка пригодности граждан к управлению транспортными средствами
  • содержание и объем программ подготовки водителей не зависят от того, намеревается ли кандидат в водители использовать транспортное средство только для собственных нужд или осуществлять профессиональную деятельность
  • как констатируют ассоциации автотранспортных перевозчиков, у программ подготовки водителей имеется, как минимум, три крупных недостатка:
    • не учитываются требования работодателей
    • водители недостаточно подготовлены к профессиональной деятельности
    • имеет место дефицит квалифицированных водителей, которым можно было бы доверить дорогие современные транспортные средства и груз

Проект профстандарта разрабатывался фокус-группой, составленной из представителей работодателей, специалистов по БДД, а также профильных ученых и специалистов, а затем рассылался для рассмотрения и внесения правок и предложений широкому кругу транспортных операторов. Далее фокус-группой проводилась корректировка профстандартов. Методика многоэтапной процедуры разработок фокус-группой и последующих широких привлечений транспортных операторов из регионов России, итеративность вариантов профстандарта, в конечном счете, позволила обеспечить сходимость процедуры и выработку наиболее приемлемых компонентов профстандарта, на которых сошлись мнения подавляющего большинства экспертов (90% уровень доверительной вероятности).

Таким образом, в организационном плане методика представляет собой 8-уровневый алгоритм последовательной проработки всех компонентов профессионального стандарта, выполняемый отдельно по каждой категории транспортного средства (итеративный алгоритм с фильтрацией и отбраковкой/дополнением):

1. Профессионально важные функции и компетенции разрабатываются экспертами (фокус-группа)

2. Профессионально важные функции и компетенции удаляются/дополняются репрезентативным множеством транспортных операторов

3. Оставляются только наиболее часто повторяемые профессионально важные функции и компетенции (90% доверительный интервал)

4. Из откорректированного набора (см. п.3) экспертами формируется первый вариант профстандарта

5. Первый вариант профстандарта изменяется/дополняется репрезентативным множеством транспортных операторов

6. Оставляются только наиболее часто повторяемые компоненты профессионального стандарта (90% доверительный интервал)

7. Исходя из п. 5 и 6 экспертами формируется второй вариант профстандарта

8. Широкая рассылка, обсуждение и апробация профстандарта (при необходимости повторение алгоритмических итераций 5-7).

Восьмиуровневая система фильтрации всех компонентов профстандарта водителя стала минимально необходимой процедурой, выполняемой раздельно по каждой категории транспортного средства и обеспечивающей сходимость процесса.

Профессиональный стандарт водителя предназначен для следующего:

  • оценка квалификации (готовности водителя определенной категории ТС к качественному и безопасному выполнению своих функций) и сертификации водителей
  • формирование программ подготовки водителей ТС и образовательного стандарта
  • решения задач в области управления персоналом (разработки систем стимулирования, профподбора и профотбора водителей в зависимости от видов перевозок и др.)
  • поддержания единых требований к качеству профессиональной деятельности
  • мотивации к профессиональному росту и уверенности в том, что соответствие профстандарту дает водителю преимущества на рынке труда.

Актуальность и новизна профстандарта:

  • Впервые проекты профстандартов водителей разработаны с учетом мнения отрасли (как работодателей, так и специалистов по подготовке водителей)
  • Следовательно — профстандарты станут актуализированными, реалистичными и приближенными к повседневной работе как органов государственного регулирования, так и транспортных операторов
  • Впервые представлены профстандарты водителей, детализированные по категориям
  • Впервые разработаны профстандарты водителей с учетом экологичного стиля вождения.

Резюме — кратко зачем нужен профстандарт и на что он может повлиять в отрасли:

  • сформировать профессиональные требования к системе подготовки водителей
  • законодательно закрепить требования работодателей (перевозчиков) к системе подготовки водителей, включая программы и порядок подготовки (кто, как долго и чему именно должен учить водителей, кто должен регулировать подготовку водителей профессионалов (работающих за плату или вознаграждение) и «непрофессионалов» (использующих транспортные средства для некоммерческих целей – без оплаты или вознаграждения)
  • построить фундамент системы подготовки (и аттестации) водителей, исходя из запросов и требований работодателей (перевозчиков)

Приложены проекты профессионального стандарта водителей транспортных средств различных категорий. С целью разработки документа, с самого начала гармонизированного с последним поправкам (от 28 марта 2006 г.) к Венской конвенции ЕЭК ООН (подписана Россией), в проектах профстандарта водителя используется термин «транспортное средство», что также отвечает терминологии ныне действующего Устава автомобильного транспорта.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Классификация транспортных средств согласно Конвенции ЕЭК ООН «О дорожном движении» (с учетом поправки 1, поправок от 03.09 1993 года, 23.04 2004 года, 23.03.2006 года).

России, как участнику Венской конвенции, предстоит привести национальное законодательство в области водительских удостоверений и квалификационных требований к водителям транспортных средств в соответствие с введенными ЕЭК ООН характеристиками категорий и подкатегорий транспортных средств. Такая работа уже начата ДОБДД МВД РФ и научным сообществом, специализирующимся в соответствующей области исследований.

На данный момент, согласно ЕЭК ООН, водительское удостоверение может выдаваться для управления транспортными средствами следующих категорий (приводится полный корректный текст характеристик согласно документу Рабочей группы по безопасности дорожного движения (WP.1) КВТ ЕЭК ООН:

  • А мотоцикл;
  • В автомобиль (за исключением транспортного средства, относящегося к категории А) разрешенная максимальная масса которого не превышает 3500 кг и число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобиль категории В, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг; автомобиль категории В, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 3500 кг;
  • С автомобиль, за исключением относящегося к категории D, разрешенная максимальная масса которого превышает 3500 кг; автомобиль категории С, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;
  • D автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и имеющий более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобиль категории D, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;
  • ВЕ автомобиль категории В, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобиль категории В, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, а общая разрешенная максимальная масса такого состава превышает 3500 кг;
  • СЕ автомобиль категории С, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг;
  • DE автомобиль категории D, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг. На основании национального законодательства в рамках категорий А, В, С, СЕ, D и DE могут вводиться следующие подкатегории транспортных средств, на управление которыми может выдаваться водительское удостоверение:
  • А1 мотоцикл с рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 см3, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт (легкий мотоцикл);
  • В1 моторизованный трицикл или квадрацикл;
  • С1 автомобиль, за исключением относящегося к категории D, разрешенная максимальная масса которого превышает 3 500 кг, но не превышает 7 500 кг; автомобиль подкатегории С1, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;
  • D1 автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и имеющий более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя, но не более 16 сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобиль подкатегории D1, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;
  • С1Е автомобиль подкатегории С1, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 12000 кг;
  • D1E автомобиль подкатегории D1, сцепленный с прицепом, не предназначенным для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 12000 кг.

Помимо перечисленных выше категорий и подкатегорий, национальным законодательством могут предусматриваться и другие категории и подкатегории транспортных средств. Обозначения таких категорий и подкатегорий транспортных средств должны отличаться от используемых в Конвенции.

Подкатегория А2 (мощные мотоциклы), как видим, не введена ЕЭК ООН. В странах ЕС она введена Третьей Директивой по подготовке водителей, и поэтому не несет элемента обязательности для России. Тем не менее введение подкатегории А2 продиктовано обеспокоенностью количеством ДТП с участием мотоциклистов, их уязвимостью/незащищенностью по сравнению с водителями автомобилей, все большей популярностью этого вида транспорта в крупных городах (в основном в связи с тем, что мотоцикл позволяет водителю избежать проблем пресловутых «пробок» на дорогах), а также в связи с относительно меньшей стоимостью по сравнению с автомобилем и меньшим возрастным цензом доступа к управлению мотоциклами.

 

По распоряжению Правительства РФ 1174

План мероприятий федеральных органов исполнительной власти по оптимизации государственной функции по приему экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений (далее – проект Плана), а также проект соответствующего распоряжения Правительства Российской Федерации (далее – проект распоряжения), разработанный МВД России в соответствии с решением Правительственной комиссии по проведению административной реформы (протокол от 09.03.2010 № 98, раздел II, подпункт 2.2).

В пункты 2, 3, 4 и 6 проекта Плана считаем необходимым включить в число соисполнителей мероприятий Минтранс России. Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере автомобильного и городского электрического (включая метрополитен) транспорта (Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 395).

Из пункта 1 абзаца 4 необходимо исключить слова «автодрома, оборудованного автоматизированной системой для приема первого этапа практического экзамена», так как это не соответствует пункту 1 абзацу 3.

Во исполнение Плана МВД подготовило и Выщло распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 1174-р (далее – План), и направляет свои предложения по реализации пунктов 1,2,3 и 4 указанного Плана.

 

1. По пункту 1 Плана.

Предлагаем дополнить статью 27 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» пунктом 4 следующего содержания: «Допускается участие в проверке теоретических знаний и практических навыков кандидатов в водители при проведении теоретического и первого этапа практического экзаменов образовательных учреждений и организаций, осуществляющих подготовку (переподготовку) водителей транспортных средств, имеющих соответствующую аккредитацию, полученную на добровольной основе.» и пунктом 5 следующего содержания: «Порядок аккредитации образовательных учреждений и организаций, а также требования к учебно-материальной базе и техническим средствам контроля определяются Правительством Российской Федерации.».

Наряду с этим предлагаем рассмотреть возможность исключения пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», так как самоподготовка не может включать в себя практические занятия, без использования специализированного подвижного состава и профессионально подготовленного персонала.

 

2. По пункту 2 Плана.

Предлагаем внести в проект постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок аккредитации образовательных учреждений и организаций, осуществляющих подготовку (переподготовку) водителей транспортных средств, на право участия в проверке теоретических знаний и практических навыков кандидатов в водители при проведении теоретического и первого этапа практического экзаменов, следующие положения и нормы:

  • аккредитация образовательных учреждений осуществляется на добровольной основе по инициативе самого образовательного учреждения, равно как и иные образовательные учреждения могут воспользоваться услугой аккредитованных образовательных учреждений на добровольной основе;
  • определить основные требования к программным комплексам для приема теоретического экзамена и аудио-видеонаблюдения для приема практического экзамена;
  • определить основные (минимальные) требования к автоматизированным автодромам, в том числе количество упражнений и их суть. Эти упражнения должны быть включены в методику приема экзаменов как на автоматизированных автодромах, так и не автоматизированных закрытых площадках для приема первого этапа практического экзамена. Считаем, что упражнения должны подтвердить наличие необходимых моторных навыков, позволяющих управлять транспортным средством без посторонней помощи. Такие упражнения как проезд перекрестков, переездов, пешеходных переходов различной сложности и организации движения не целесообразно включать в первый этап практического экзамена, так как все эти упражнения выполняются при проведении второго этапа вождения и не требуют имитации на закрытых площадках или автодромах. Введение этих упражнений на закрытых автодромах и площадках значительно увеличивает стоимость площадки и ее размеры. Во многих регионах образовательные организации не имеют возможности по введению этих упражнений;
  • предусмотреть возможность при приеме экзаменов на право управления транспортным средством соответствующей категории использовать результаты внутренних экзаменов, проводимых в аккредитованных организациях.

 

3. По пункту 3 Плана.

Предлагаем внести в Постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.1999 № 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» следующие изменения:

  • отменить второй абзац части 2 пункта 10 по причинам, указанным выше в качестве обоснования по исключению пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
  • категории транспортных средств и подкатегории привести в соответствие с Венской конвенцией о дорожном движении;
  • предусмотреть положение, запрещающее принуждать кандидатов, обучающихся в организациях, не имеющих аккредитации, к сдаче экзамена в аккредитованных образовательных учреждениях;
  • пункт 28 изложить в следующей редакции: «Автомобили, используемые при проведении практического экзамена, должны быть обозначены опознавательными знаками «Учебное транспортное средство» и оборудованы дополнительными педалями сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза, зеркалом заднего вида для экзаменатора, а также системой видеофиксации экзаменационного процесса, обеспечивающей фиксацию дорожной ситуации и действий кандидата в водители и экзаменатора.».

 

4. По пункту 4 Плана.

При подготовке проекта постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок подготовки и переподготовки водителей транспортных средств, предлагаем взять за основу Порядок подготовки водителей, утвержденный приказом Министерства образования Московской области от 12.02.2009 № 270 «О Положении о подготовке (переподготовке) водителей транспортных средств в Московской области», с учетом изменений, внесенных в Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и иные нормативно-правовые акты.

 

По представленному на согласование проекту федерального закона«О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Министерство транспорта Российской Федерации рассмотрело проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – законопроект) разработанный МВД России во исполнение пункта 1 поручения Президента Российской Федерации Д. А. Медведева от 14 января 2010 года № Пр-77 и сообщает.

В пункте 2 статьи 1 законопроекта предлагаем внести следующие изменения:

  • второй абзац пункта 3 статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» изложить в следующей редакции: «3. Состав технических средств контроля, предназначенных для проведения квалификационных экзаменов, требования к ним, а также условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.»;
  • первый абзац пункта 4 статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» изложить в следующей редакции: «4. Допускается участие в проверке теоретических знаний и практических навыков кандидатов в водители при проведении теоретического и первого этапа практического экзаменов образовательных учреждений и организаций, осуществляющих подготовку (переподготовку) водителей транспортных средств, имеющих соответствующую аккредитацию, полученную на добровольной основе.»;
  • в пункте 13 статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» устанавливаются случаи, когда будут действительны международное водительское удостоверение и иностранное водительское удостоверение, при этом не установлен федеральный орган исполнительной власти или должностное лицо, которому предъявляются указанные водительские удостоверения при признании их действительными;
  • в пункте 3 статьи 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» после слов «если такая подготовка предусмотрена образовательными программами,» добавить слова «специализированных юношеских автомобильных школах,» далее по тексту, т.к названая категория автошкол предусмотрена в действующей редакции статьи 25 указанного Федерального закона, а в пояснительной записке к законопроекту не приведены основания для исключения указанной нормы.

Во исполнение Плана реализации мероприятий по совершенствованию порядка исполнения государственных функций и процедур, связанных с приемом квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдачей водительских удостоверений, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 1174-р Минтранс России письмом от 13.08.2010 № НЛ-15/8865 направлял свои предложения в МВД России для их включения в проект соответствующего федерального закона, однако в представленном законопроекте они не учтены.

На основании изложенного, проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» нуждается в доработке и не может быть согласован в представленной редакции.

Обязательно отметить, что речь идее не о вопросах подготовки водителей

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам 8-(499)-159-7679 или 8-(499)-159-7545, а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика